Использование готики в строительстве домов

Непривычный и незабываемый облик представленного небольшого дома, выполненного в готическом стиле, скрывает за собой простейшее с конструктивной точки зрения сооружение - квадратный контур плана коттеджа с простой двускатной кровлей. Первый и мансардный этажи вместили весь комплекс жилых и хозяйственных помещений, необходимых для проживания семьи из четырех-пяти человек. Сложность реализации объекта в задуманном архитектурном виде состоит лишь в наружных отделочных работах и привлечении квалифицированных специалистов-краснодеревщиков.

     Готика — уникальный архитектурный стиль, органично соединивший в пространстве материальную конструкцию здания с абстрактной философской идеей. На протяжении нескольких веков готика восхищает одних и беспощадно порицается другими. Но интерес к ней остаётся, потому что тайна — притягательна, а настоящим архитектурным шедеврам хочется подражать.

     
    Архитектура готики зародилась в XII веке во Франции, а точнее — в провинции Иль-де-Франс, где под руководством аббата Сугерия, одного из самых образованных людей своего времени, в монастыре Сен-Дени была построена церковь с абсолютно новой конструкцией свода.
     
    Именно Франции мировая архитектура обязана такими шедеврами, как знаменитый собор Парижской Богоматери — самый грандиозный памятник ранней готики, который и поныне остаётся символом французской столицы. Не случайно Нотр-Дам де Пари был избран для коронации императором Наполеоном Бонапартом. Не менее впечатляющи соборы в Амьене, Шартре и Реймсе. Последний особенно знаменит своими скульптурами, коронациями французских королей и исторической связью с Жанной д'Арк. Жемчужиной высокой готики называют собор Сен-Шапель в Париже и настоящим заповедником готического искусства — городок Мон-Сен-Мишель в Нормандии.
     
    Из Франции готика распространилась в Европу: сначала на север — в Германию, Англию, Австрию; затем на юг — в Испанию, Италию, на острова Средиземного моря; гораздо позже — в Восточную Европу. Исторически сменив романскую архитектуру, три века готика торжествовала на территориях, где господствовала католическая церковь. И лишь Италии она коснулась «вскользь» и быстро уступила место Ренессансу.

    Каждая страна привносила в готическую архитектуру свои национальные черты. Готические постройки Восточной Европы обрели лаконичные и суровые крепостные формы. Простота объёмов невысоких английских церквей сполна компенсировалась богатством и сложностью декора. На севере Германии из-за недостатка строительного камня получила развитие кирпичная готика — с узорной кладкой из глазурованного и фигурного кирпича. В Италии стрельчатые готические арки и остроконечные башни сочетались с объёмными, стройными стенами и мраморной облицовкой фасадов, свойственных романской архитектуре.
     
    Кстати, именно итальянцам готический стиль обязан своим названием. Есть предположение, что слово «готика» (gotico — непривычный, варварский) впервые употребил Рафаэль в докладе папе римскому в качестве синонима примитивной, «варварской» архитектуры. В эпоху Возрождения всё средневековое искусство считалось «варварским», не соответствующим идеалам, воплотившимся в искусстве Ренессанса. Понятие «готика» в его современном смысле применил в середине XVI века итальянский архитектор Джорджио Вазари, отделив эпоху Ренессанса от средневековья цельным, самодостаточным стилем. Сами же французы ещё в XII веке дали новому стилю более точное название — «style ogivat» (стиль стрельчатый).
     
    Мистика света, цвета и формы
     
    К свету у архитекторов готики — особое отношение. Вместе с лёгкой, воздушной конструкцией, бесконечными ажурными сводами, уносящимися ввысь пучками колонн, разноцветные лучи света окончательно растворяют материальность в пространстве — они заполняют собор таким образом, что становится невозможным определить реальные масштабы постройки.

    Не только свет, но и цвет имел для искусства готики особенное значение. Главный цвет готики — фиолетовый — цвет молитвы и мистических устремлений души, соединение красного цвета крови и синевы неба.
     
    Не менее таинственны скульптурные образы, наполняющие готический собор. В их формах присутствует особенный изгиб, получивший название «готической кривой». По сравнению с застывшими романскими изваяниями, готические статуи подвижны и одухотворены, они как будто общаются друг с другом и со зрителем и совсем не зависят от плоскости стены.
     
    На создание особого, ирреального пространства работал и основной принцип формообразования в готике — принцип миниатюризации, уподобления форм, повторения элементов в разных масштабах. Бесчисленные башни и башенки готической постройки, как бы отражаясь одна в другой, перестают быть реальностью, превращаются в мнимость, в изображения друг друга. В такой композиции исчезают привычные ориентиры, теряется способность определения расстояний и величин. В готическом искусстве это явление называют «романтикой масштаба». Формы, сложившиеся в архитектуре,— колонны, арки, башни, балюстрады — в уменьшенном масштабе стали элементами декора мебели, изделий из металла и дерева. Соборы и замки в миниатюре полностью воспроизводились в готических реликвариях и каминах.
     
    История продолжается

    Не ограничиваясь сферой сакральной архитектуры, мастера готики активно распространяли новый стиль на область светского строительства. Города окружались мощными стенами с украшенными резьбой проездными башнями; главные городские площади обстраивались домами с аркадами; на площадях возводились ратуши с башнями и открытыми галереями. В общественных зданиях и особняках богатых горожан создавались большие и просторные сводчатые залы, прорезались высокие стрельчатые окна, а над парадным входом размещался непременный атрибут французской готики — круглое ажурное окно в виде готической розы.
     
    Замки королей и феодалов превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством: ковры — на каменных полах, гобелены и шпалеры — на стенах, позолоченная лепнина — на потолке. Настенные драпировки и балдахины выполнялись из дорогих материй и расшивались золотом и серебром. Центральной частью интерьера стали внушительные камины, нередко имеющие облик архитектурного сооружения. И везде присутствовала тонкая резьба — по камню, по дереву, по металлу.
     
    Но в XV веке архитектура готики стала чрезмерно декоративной. За вычурными украшениями, в изобилии покрывающими остов зданий, окончательно потерялась сама конструкция. Пышная роскошь декора, весьма эффектная сама по себе, уже не сливалась в единое целое с архитектурой постройки. Художественный образ, положенный в основу готической архитектуры, оказался разрушен. Готика отошла от своего совершенства и уступила место другим архитектурным стилям.
     
    Однако на этом история готики не закончилась. Она возродилась в середине XVIII века, на общей волне так называемых неостилей, и получила название «неоготика» (или «псевдоготика»). В новом историческом контексте готика привлекала своей романтичностью. Готические своды, шпили, орнаменты, витражи, стрельчатые окна превратились в набор декоративных приемов, с помощью которых создавалась романтическая атмосфера «рыцарских времён». Именно в это время, в своей новой интерпретации, готическая архитектура проникла в Россию.

    «Русская готика»
     
    Первые здания в этом стиле — Чесменский дворец и Чесменская церковь (1774-1780гг.), построенные в Петербурге по проекту архитектора Юрия Фельтена,— лишь отдалённо напоминают западноевропейское средневековье, настолько условна в них стилизация под готику. Настоящая мода на готику охватила Россию в 20-40-х годах XIX столетия, когда на волне романтизма в литературе проявился повышенный интерес к «рыцарскому роману», в философии — к мистике и эзотерике, в архитектуре — к возрождению старинных традиций.
     
    Самым ярким памятником «русской готики» является дворцово-парковый ансамбль Царицыно (был заложен в 1776 г. по повелению Екатерины II) — единственный в Европе дворцовый комплекс XVIII века, созданный в псевдоготическом стиле. Готику для своей подмосковной резиденции выбрала сама императрица, поручив строительство архитектору Василию Баженову. В баженовский ансамбль вошли Оперный и Хлебный дома, Малый дворец, Кавалерские корпуса, несколько мостов и арок. В их строительстве мастер умело сочетал средневековую европейскую архитектуру с русским национальным зодчеством. Богатый готический декор он положил в основу «московского барокко», избрав в качестве строительных материалов красный кирпич и белый камень. Сам архитектор определял свой стиль как «нежная готика». Тот же стиль старался сохранить и Матвей Казаков, который позже построил в Царицыно Большой дворец, напоминающий готический замок. Царицынский ансамбль нередко называют «театром архитектуры» за эффектную композицию и необычное оформление зданий, похожих на декорацию для сказочного спектакля, за несоответствие внешнего облика зданий их предназначению (нередко под видом дворца скрывалась обычная хозяйственная постройка).

    Готика импонировала и вкусам императора Николая I, который решил преобразить свою летнюю резиденцию в Петергофе «в готическом вкусе». В 1829 году в парке Александрия, на восточной окраине Петергофа, появились небольшой двухэтажный дворец Коттедж со стрельчатыми аркадами и Ферма, позднее перестроенная в Фермерский дворец (архитектор Адам Менелас). Интересной стилизацией «под готику» стала Готическая капелла — церковь святого Александра Невского, со стрельчатыми порталами, окнами-розами и башнями со шпилями, увенчанными православными крестами. Композиция иконостаса церкви вписана в стрельчатые арки, а традиционную настенную живопись заменяют витражи.
     
    В 1840–1850 гг. в Петергофе появилось ещё несколько «готических» построек — Главные императорские конюшни, здания почты и вокзала. Архитектору Николаю Бенуа пришлось проявить незаурядное мастерство, чтобы, согласно пожеланиям Николая I, облечь в готические формы здания утилитарно-прозаического назначения. С той поры готика стала восприниматься как своеобразный стилистический знак николаевского Петергофа.
     
    Появление в русской архитектуре ансамбля в Царицыно дало толчок к созданию романтических стилизаций под готику по всей европейской части Российской империи. К середине XIX века в архитектуре загородных усадеб наблюдался настоящий расцвет стилизаторской неоготики. Увлечение этим стилем в обустройстве «дворянских гнезд» было не только модой, но и желанием русской аристократии подчеркнуть свой особый статус, древность и знатность рода.

    Неоготика в России развивалась в рамках эклектики и органично вписывалась в модерн. И всё же она оказалась очень далека от своего исторического прототипа — по общим композиционным особенностям, по своему масштабному и пропорциональному строю, по самому содержанию архитектурных образов. Здания XIX века имели иное назначение и были связаны с художественными требованиями эпохи, весьма отдаленной от «рыцарских времен». Стремление архитекторов XIX века к более точному воспроизведению средневековых образцов только усилило это противоречие. Постепенно они утратили свободу стилизации и вдохновенный полет фантазии, свойственные первым русским романтикам неостиля. Их постройки стали холодными и сухими, лишёнными оттенка национальной самобытности. На рубеже столетий романтизм ослабил свои позиции — время требовало от архитектуры более практичных решений.
     
    Эксклюзивное жильё
     
    Интерес к неоготике возобновился в России в конце XX века. В окрестностях больших городов вновь стали строиться «замки», поражающие своим «величием» и неприступностью. Их владельцы демонстрировали окружению своё превосходство и материальное благополучие, а авторы проектов — полное отсутствие художественного вкуса. Но, по оценкам специалистов, эти «замки» были построены так основательно, что через несколько десятков лет могут вызвать интерес у туристов — как архитектурное воплощение эпохи «новых русских».
     
    Для реабилитации стиля в отечественном домостроении понадобилось ещё полтора десятка лет. Источниками вдохновения для российских архитекторов и дизайнеров интерьеров стали не исторические образцы европейских средневековых замков, а шедевры русской неоготики, как, например, «Собственная Её Величества дача Александрия».
     
    Сегодня загородные дома в стиле готики — формат исключительно эксклюзивного жилья. Самые удачные из них органично вписываются в ландшафт, в них «форма» не вступает в конфликт с «содержанием». Традиционные для готики высокие крыши, стрельчатые арки и окна, многоцветные витражи гармонично соседствуют с отделкой, имитирующей натуральный камень, и другими «продуктами» современных технологий. Эти дома не имеют ничего общего с мрачными средневековыми замками. Они наполнены светом и неуёмным духом романтики. Они созданы для жизни.

     

     

     

     

     

    проекты домов в готическом стиле проекты домов в готическом стиле

    Похожие товары

    Изображение
    Как спроектировать кухню самостоятельно и рассчитать ее стоимость онлайн?
    Самостоятельное проектирование кухни - это достаточно увлекательный и творческий процесс. Начиная проектирование, может сложиться впечатление о простоте этого процесса. С одной стороны конечно здесь ничего сложного нет.
     

    Нарисуем план вашей кухни
    1. Нарисуйте план Вашей кухни и образмерьте его. Не забыв нарисовать все выступы, ниши, углы, трубы и т.д
    2. Выберите для себя вариант построения...
    Отзывы :0шт.
    Узкий кирпичный дом в условиях ограниченной территории
    Удачно расположенный земельный участок, вблизи удобной трассы, с подведенными коммуникациями, представляет собой большую ценность. Владельцы такого участка зачастую готовы мириться с не совсем удачной планировкой земельного владения, ведь сегодня можно найти специальные проекты домов для узкого участка, например такие, какие мы предлагаем вашему вниманию. Хотя проекты узких домов характеризует...
    Отзывы :0шт.
    Что необходимо знать при выборе готового проекта дома
    Собственный дом – это нечто большее, чем крыша над головой. Это совершенно иной стиль жизни, иная философия, иное мироощущение, новая степень свободы и независимости. Если вы готовы изменить свою жизнь и стать владельцем собственного дома, то, первое, что вам понадобится – это проекты загородных домов.
    Отзывы :0шт.
    Как формируется стоимость проекта каркасного дома
    Оптимальным вариантом для возведения загородного дома, по праву можно считать проект каркасного дома. Останавливая свой выбор на этом варианте, Вы разом решаете ряд важных вопросов. Скорость строительства. Экологичность. Экономичность. Учитывая особенности конструкции, нет необходимости в устройстве мощного фундамента, поскольку каркасный дом - строение максимально облегченное, не оказывает...
    Отзывы :0шт.
    Как поступить: нанять архитектора или спроектировать дом самому?
    Проектирование домов – непростая задача. В данной обзорной статье мы расскажем вам, что нужно учитывать при проектировании дома и как легко можно спроектировать дом самому.
     
    Отзывы :0шт.