Витражи как элемент декора и что необходимо знать потребителю при их заказе.

Теги: 

Витражи — красивые и эффектные элементы оформления жилых и общественных зданий, придающие помещениям особый шарм, создающие в них совершенно удивительную, волшебную атмосферу. Само слово «витраж» произошло от французского vitre - «стекло». Такое название декоративные картинки в виде узоров, орнаментов или целых художественных композиций получили не зря, ведь основными материалами для их создания стало именно цветное стекло.

     

    Как появились витражи.

    Находки первых стеклянных изделий в Древнем Египте относятся к третьему тысячелетию до нашей эры. Витраж в том смысле, как мы его понимаем сегодня, возник только в эпоху храмового строительства. Из непрозрачного стекла – смальты древние греки и римляне выкладывали изобразительные мозаики стен и полов, что явилось предысторией появления витража. Раскопки Помпей показали, что в I веке нашей эры римляне применяли отливное малопрозрачное стекло, вставлявшееся в бронзовые рамы, но не несущее художественно-декоративной функции. Настоящее торжество витража началось в христианском мире. Созданный римлянами новый тип общественного здания базилика стал основой для христианского храма. В отличие от храма античного, он имел оконные проемы, которые начали закрывать витражами.

    Самой первой витражи стала использовать католическая церковь. Основным мотивом, скорее всего, послужило то, что свет, проходя через витраж, окрашивается в его цвета и создает особую эмоциональную атмосферу, что особенно важно именно в храмах.

    Один из самых первых, известных нам сейчас витражей был обнаружен в монастыре Святого Павла в Англии. Он датируется 686 годом нашей эры. Но все же надо отметить, что попытки создания чего-то похожего на витражи предпринимались и до этого. Так в раннехристианских базиликах V-VI вв. окна заполнялись прозрачными тончайшими пластинами камня (алебастра и селенита), которые подбирались с таким расчетом, чтобы составить красивые орнаменты.

    В 1930 году археологами при раскопках были обнаружены три стеклянных фрагмента Иисуса Христа с крестообразным нимбом. Считается, что дата изготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году нашей эры. Самым древним из уцелевших образцов считается голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе (Германия).

    Самыми старыми законченными витражами Европы считаются пять фрагментов из Аугсбургского Собора. Эти витражи сделаны из ярких стекол разного цвета с использованием техники закрашивания и тонального оттенения. Эта работа выполнена мастерами высочайшей квалификации.

    Позднее, примерно во второй половине тринадцатого столетия, в Европе появились так называемые Аравийские стеклянные окна - отдельные части стекла вставлялись в мрамор или камень. Узор таких витражей был не очень богатым, т.к. ислам не допускает никаких узоров, кроме геометрических или растительных.

    В начале первого тысячелетия нашей эры (Романский период) в архитектуре стало значительно больше элементов, которые украшали витражами. И появились они опятьтаки в соборах, где толстые стены вынуждали делать большие окна. Вот их-то в первую очередь и стали украшать виражами. Наиболее типичен для того времени ансамбль из трех окон, символизирующих Святую Троицу. Вначале в таких витражах использовался все тот же растительный орнамент с преобладанием красного и синего цветов. Постепенно рисунок усложнялся, в нем появились человеческие фигуры.

    Процесс развития витражного искусства продолжался, и новым этапом считаются витражи в Королевской церкви аббатства СенДени. Здесь в витражные панно были включены не только фигуры, но и текстовые жизнеописания Христа, Марии и прочих святых.

    Одна витражная панель в Средние века состояла часто из сотен кусочков стекла. Затем некоторые кусочки изымались и расписывались матовыми эмалевыми красками и повторно обжигались. Готовые кусочки скреплялись свинцовыми Н-образными полосками. Окна достигали высоты шести метров, а некоторые были более восемнадцати метров. Для прочности такие большие окна делили на панели площадью не более нескольких квадратных дециметров, которые прикреплялись к расположенной снаружи металлической решетке. На средневековом Востоке тоже делали витражи. Восточные витражи собирали из отдельных кусочков стекла, которые скреплялись между собой раствором (в том числе цементным).

    Технология создания совершенно прозрачного стекла была открыта лишь во второй половине XV века в Венеции. Раньше, в эпоху средневековья, стекла были не совсем прозрачные и имели различные оттенки спектральных цветов из-за примесей тяжелых металлов. Это обстоятельство повлекло за собой определенное эстетическое мышление, материализовавшееся в такое восхитительное явление как витраж. Витражи средневековых храмов, романских, а затем готических, как нельзя лучше слились с архитектурой, утверждая религиозную идеологию, иллюстрируя главную идею храма – встречу неба и земли. Изображая сцены из Библии, витраж стал визуализировать христианскую мифологию, повергая прихожан в благоговейный трепет и сознание собственного ничтожества. Стремящийся ввысь готический храм, декорированный пронзительными по своей цветовой насыщенности витражами в стрельчатых арках, только усиливает художественно-образное воздействие на зрителя. Витраж эпохи Возрождения постепенно изменяется под воздействием открытий в области анатомии, перспективы, появления новых технологий, а именно изготовления прозрачного стекла. Его стали расписывать красками с последующими обжигами. Тогда же появилась пескоструйная обработка стекла. В связи с тем, что светская власть в эпоху Возрождения стала доминировать над духовной, в сюжеты витражей вошли не только религиозные, но и светские сцены. Таким образом, витраж, идущий из средневековья, теряет ярко выраженные декоративные черты, интенсивность цвета, аппликативность, становясь неким подобием картины, выполненной в стекле. В XVI веке лучшими мастерами витража были признаны голландцы, которых приглашали в Англию, Испанию, Италию.

    Именно в эпоху Возрождения витражи в полной мере становятся картинами с реалистической передачей объема. Они создаются как живопись на стекле на основе полотен известных художников. В XVI в. получили распространение небольшие кабинетные витражи для украшения комнат.

    Традиционная технология изготовления витражей окончательно оформилась в XI веке. Особенности средневекового процесса (практически те же, что и сейчас) были изложены в трактате германского монаха Теофила примерно в 1100 году. Процесс начинается с изготовления цветного стекла. Речной песок смешивается с поташем, флюсом и известью (естественно, существует огромное количество вариантов). В Средние века стекло варили в сферических печах, используя в роли тиглей керамические горшки. Окислы металлов, из которых изготавливаются краски, добавлялись в расплавленное стекло. При этом получался довольно узкий спектр тонов. Стекло же имело большое количество изъянов в виде пузырей, затемнений, неоднородностей цвета. Подобные дефекты придают средневековым витражам особую прелесть, главным образом благодаря игре цвета.

    В конце XIX века американец Луис Тиффани и его компаньон Джон Ла Фарж стали намеренно добиваться неоднородности стекла. Современное витражное стекло получается в результате использования множества разнообразнейших технологий. Стекло может быть прозрачным и глухим, однородного цвета и смесью различных цветов и оттенков одного цвета, гладким и с разнообразной фактурой.

    К нам витражи пришли из Европы, и применение их у нас началось значительно позднее. Но, так же как и в Европе, их устанавливали в основном в церквях. Позднее их стали применять и для декоративного оформления внутренних интерьеров частных домов. Надо сказать, что витражи у нас никогда широко не применялись, поскольку витраж во все времена был изделием дорогостоящим. Недоступность витражей для широких слоев населения при остром желании их всетаки иметь, например, в советский период, привела к появлению различных технологий-заменителей.

    Лучшими в мире считаются готические французские витражи. Соборы и храмы, сохранившиеся до наших дней, позволяют увидеть традиционное многообразие сюжетов и решений. Витражи не только украшали, но служили просвещению и воспитанию прихожан. Таковы и собор Парижской Богоматери, соборы Шартра, Реймса, Амьена, Бурже. В то время в витражах появился желтый цвет, а роспись стала более изысканной. В эпоху Возрождения витраж становится популярным в Италии, Швейцарии, Польше, Англии (вспомним Вестминстерское аббатство в Лондоне, собор в Уэльсе). Но если в эпоху готики витраж воспринимался витреариусами (средневековое название витражных дел мастеров) как декоративное цветовое пятно в интерьере собора, то художники Возрождения представляли себе витраж просто как живопись по стеклу. Позже научились создавать маленькие «кабинетные» витражи. Цветные уходили в прошлое, сменяясь однотонными. В сюжетах тоже произошли изменения. В позднем Возрождении можно увидеть геральдические и исторические сюжеты, портреты, куртуазные любовные сцены.

    Постепенно последующие эпохи утратили интерес к витражу. Лишь в XIX веке он вновь обрел популярность. Те, кого привлекали новейшие стили, стали использовать витражи для эстетики дизайна. В последнее десятилетие века Вагнер и другие дизайнеры старались объединить декоративные искусства в одно гармоничное целое, так называемое gesamtkunstwerk или «абсолютное произведение искусства».

    В эпоху арт-нуво (конец XIX-начало XX века) витраж возрождается как вид монументальной живописи. В XIX веке витражи были объектами творчества таких известных художников как Фрэнк Ллойд Райт, Чарльз Ренни Макинтош, Пауль Клее, Пит Мондриан, Анри Матисс, Жорж Руо, Фернан Леже, Марк Шагал.

    Эстетика витража.

    Хотелось бы немного сказать о художественном витраже с эстетической точки зрения. Представьте на минуту лучи утреннего солнца, проходящие сквозь витражное окно, выполненное из зеленого, нежно-розового и небесно-голубого полупрозрачного стекла с опаловыми прожилками, преломляющиеся и ложащиеся на пол причудливыми узорами. Или матовый свет, мягко рассеиваемый глухими терракотовыми, желтыми и шоколадными с бежевыми разводами стеклами витража, помещенного в нишу стены, проем двери или каминный экран… Невозможно не восхищаться, наблюдая игру света и цвета, которую создает каждый витраж. Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней. Что касается искусственного освещения витражей, хотя бы и лампами дневного света, то установлено, что такое освещение придает витражам как бы застывшее выражение, оно не может вызвать той игры света и теней, тех световых и цветных эффектов, которые создает естественное освещение, бесконечно сменяющееся на протяжении дня и в течение года. Возможно, конечно, в отдельных случаях применение специальных установок с синхронно сменяющимся искусственным освещением, но это уже относится к области дорогостоящего оборудования и едва ли оправданных эффектов.

    Также интересен тот факт, что витраж является универсальным предметом декора. Главной причиной является то, что рисунок витража может быть адаптирован под любой художественно-архитектурный стиль – от роскошного барокко и уютной классики до лаконичного минимализма и холодного hightech. Также универсальность витража обусловлена тем, что, в зависимости от выбора рисунка и палитры стекла, используемой в работе, он может стать как ярким, оригинальным акцентом, притягивающим взгляд, так и незаметно, но невероятно стильно дополнить интерьер.

    Витраж в современной интерпретации

        Витражи выполняются из бесцветных, цветных стекол или пластмасс, с росписью отдельных деталей или всей плоскости силикатными красками. Стеклянные детали армируются свинцовой или алюминиевой лентой.
        Современная технология предполагает наклеивание на пластиковую или стеклянную основу с последующим покрытием вторым листом прозрачного материала. Вся конструкция запаивается в стеклопакет. Такая технология позволяет использовать витражи не только при естественном, но и электрическом освещении в качестве интерьерных перегородок и подвесных потолков, в зимних садах и бассейнах.
        Витражи используют для украшения окон, стеклянных дверей, прозрачных перегородок, световых фонарей, плафонов, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен. Свет, проходя через витраж, окрашивается в его цвета и создает особую эмоциональную атмосферу в интерьере.
        Кроме того, витражи нашли широкое применение в моделях мебели в качестве элементов дверок или декора ее фасада.

     

    Похожие товары

    Изображение
    Современное оформления интерьера спальни в деревянном доме - рекомендации профессионалов.
    Создать уют и комфорт в доме хочется любому из нас. И совсем неважно, о каком жилье идет речь – о городской квартире в центре шумного мегаполиса, или же о загородном домике в глухой деревне. Естественно, что каждая комната должна быть неповторимой, однако нам бы хотелось обратить особое внимание на спальню. Поэтому если и вас интересует дизайн спальни в деревянном доме, то ознакомьтесь с нашей...
    Отзывы :0шт.
    Интерьер кухни совмещенной с гостиной и советы по его устройству. Плюсы и минусы данного союза.
    В последнее время все большую популярность в Росси набирает объединение кухни и гостиной. Квартиры в новостройках имеют уже существенно больший размер, в среднем от 12 кв. метров. Поэтому владельцы новых 2-х и 3-х комнатных квартир решают сделать совмещенную кухню и гостиную комнату.
    Отзывы :0шт.
    Интерьер маленькой угловой кухни с современной барной стойкой. Как оборудовать пространство?
    Барная стойка на домашней кухне – неожиданная и весьма привлекательная деталь. Как правило, интерьер кухни с барной стойкой приходится по душе общительным людям, которые часто принимают гостей. Такое подчеркнуто современное оформление кухонного помещения подчеркивает оригинальность взглядов хозяев квартиры и их свежий взгляд на мир.
     
    Отзывы :0шт.
    Красная кухня и ее устройство: выбор мебели, срчетание цветов и влияние на психику человека.
    У красного цвета богатейшие дизайнерские возможности и сильное воздействие. Он возбуждает нервную систему, улучшает кровообращение, повышает сексуальное влечение и артериальное давление, а также стимулирует аппетит. Выбирая красный цвет для дизайна кухни, стоит учесть важный нюанс. При богатейших декоративных возможностях в большом количестве этот цвет способен вызвать сильное раздражение и...
    Отзывы :0шт.
    Современный дизайн ванной комнаты в японском стиле - модно, красиво и функционально.
    Планируя использовать идеи японского дизайна, нужно иметь в виду, что унитаз должен находиться в другом помещении. Японцы считают ванную комнату – местом духовного очищения, предназначенного только для купания. В остальном же японский дизайн ванной комнаты не слишком строгий и позволяет совмещать современные и традиционные конструкции. В центре часто расположена глубокая ванна – офуро, которая...
    Отзывы :0шт.