Виды материалов для опалубки. Правила при монтаже деревянной опалубки

Теги: 

От того, насколько грамотно осуществлён выбор опалубки, зависит эффективность всего строительного процесса, особенно ведущегося по монолитной технологии. Опалубочные системы достаточно разнообразны, однако ко всем их типам предъявляются одни и те же важнейшие требования: опалубка должна быть устойчивой, не бояться механических повреждений, прогибов и нагрузок, надёжной, долговечной, прочной. При этом выбор опалубки во многом обуславливает материал, используемый для изготовления, ведь от этого зависит её стоимость, функциональные свойства и технические параметры.

    Разберем следующие материалы для опалубки:

    - древесина,

    - металл,

    - пластик.

    И болле подробно о каждом:

    Самыми недорогими являются опалубочные конструкции с использованием древесины - деревянная опалубка. При этом в наибольшей степени востребованы системы из ламинированной фанеры опалубки, имеющей более высокую прочность, влагоустойчивость и износостойкость. Если показатель оборачиваемости обычной опалубки из дерева не превышает 40 циклов, то у фанерной опалубки он примерно вдвое выше. Тем не менее, все деревянные конструкции относительно недолговечны, подвержены короблению вследствие гигроскопичности и неустойчивы к механическим повреждениям, что обуславливает их низкую ремонтопригодность и необходимость частой замены.

    Намного более долговечными и технологически функциональными являются опалубочные конструкции из металла - металлическая опалубка (алюминий и его сплавы - алюминиевая опалубка, а также сталь - стальная опалубка). Они, конечно, значительно дороже, однако большая продолжительность срока службы обуславливает и высокое качество возводимых с их помощью объектов.

    Для изготовления стальной опалубки, как правило, применяют гальванизированную либо оцинкованную сталь с порошковыми покрытиями, наносимыми в заводских условиях. Стальные конструкции облегчают, используя метод экструзии. Оборачиваемость стальных опалубочных систем очень высока и может достигать 1000 циклов использования.

    Преимущество опалубки из алюминия по сравнению со стальными аналогами заключается в меньшем весе (они почти втрое легче) и, как следствие, в лучшей транспортабельности, а высокая прочность достигается за счёт применения сплавов алюминия с другими химическими элементами, в частности с кремнием. И всё же алюминиевая опалубка менее устойчива к деформациям и механическим нагрузкам.

    В последнее время очень широкое распространение получила опалубка из пластика. Показатели прочности современных композитных пластико-волоконных конструкций довольно высоки, эти опалубочные системы не подвержены коррозии и отличаются лёгкостью, будучи способными выдерживать до 500 циклов использования. К тому же поверхности бетонных конструкций, изготовляемых с применением пластиковой опалубки, ровные и гладкие. К числу важных достоинств пластиковой опалубки относится и то, что для её монтажа достаточно всего 4-5 человек и осуществляется он очень быстро.

    Виды и материал для опалубки

    В зависимости от конструкций возводимых зданий применяют различные виды опалубки: разборно-переставную в виде щитов, коробов и т. п.; скользящую, поднимаемую без перерыва в бетонировании; подъемно-переставную, перемещаемую по мере надобности в вертикальном направлении; катучую, периодически перемещаемую без разборки, и др.

    Наиболее часто используется деревянная разборно-переставная опалубка, состоящая из отдельных щитов (рис. 58) и поддерживающих их ребер, схваток, стяжек. В некоторых случаях опалубку держат леса, состоящие из стоек, раскосов и прояих элементов. Этот вид опалубки применяется для основных видов бетонных и железобетонных работ. Скользящую опалубку применяют для железобетонных сооружений с монолитными вертикальными стенами толщиной не менее 120 мм и высотой 12 м и более (силосы, резервуары). Подъемно-переставную опалубку используют для возведения железобетонных сооружений большой высоты с переменным сечением по высоте (заводские трубы, башни). Катучую опалубку используют для бетонирования проходных тоннелей, коллекторов, сводов, подпорных стен.

    Материал для опалубки

    Для изготовления опалубки применяют древесину в основном хвойных пород (сосна, ель, лиственница) в виде пиломатериалов и круглого леса. Допускается изготовлять опалубку из древесины ольхи. Применение древесины лиственных пород ограничивается тем, что большинство пород сильно коробится.

    Элементы оборачиваемой опалубки (стойки высотой от 3 м и выше, прогоны, поддерживающие опалубку) следует изготовлять только из древесины хвойных пород.

    Влажность древесины, предназначенной для изготовления деревянной опалубки, не должна быть более 25%, за исключением инвентарных стоек, схваток, хомутов колонн, лесов, влажность которых должна быть не более 18 — 20%.

    Толщина досок, идущих для изготовления опалубки, должна быть не менее 19 мм. Доски толщиной от 40 мм и более должны быть с пазом и гребнем, то есть шпунтованные.

    Детали стационарной опалубки, наклонные раскосы лесов и другие детали, не воспринимающие нагрузок, изготовляют из пиломатериалов 4-го сорта и из горбыля.

    При применении пиломатериалов для опалубки следует заделать выпадающие сучки, так как через их отверстия будет вытекать цементное молоко.

    Сучки загнившие, гнилые и табачные, червоточина недопустимы, так как уменьшает прочность досок. Доски с гнилью, нарушающей прочность древесины, также не следует применять.

    Фанера для изготовления щитов опалубки должна быть водостойкой марки ФСФ. Древесностружечные и древесноволокнистые плиты, применяемые для изготовления инвентарной опалубки, должны быть гидрофобными.

    Скрепляют деревянные части опалубки строительными гвоздями диаметром 2—6 мм, длиной 50—150 мм, стальными болтами, строительными скобами, изготовленными из стали диаметром 12—19 мм, длиной 250—300 мм, а также проволокой диаметром 3—4 мм.

    Основные опалубочные работы состоят из следующих этапов: изготовление, установка на месте строительства, разборка после бетонирования.

    Конструктивные элементы опалубки — щиты, схватки и др. — изготовляют в заводских условиях, с тем чтобы на строительство они поступали в готовом для сборки виде. Опалубку большей частью собирают на гвоздях — рабочих и монтажных.

    Рабочие гвозди предназначены для восприятия нагрузок частей опалубки — веса бетона, бокового давления бетонной смеси, усилий от вибрации бетона и др.

    Монтажные гвозди служат для удержания на месте элементов опалубки.

    Правила при монтаже деревянной опалубки

    Влажность древесины для изготовления поддерживающих элементов (стойки и др.) должна быть не более 22 %, а для палубы — не более 18 %.

    Для изготовления поддерживающих элементов опалубки разрешается применять круглые лесоматериалы и пиломатериалы хвойных пород не ниже 2-го сорта, для изготовления палубы — пиломатериалы 2-го сорта хвойных и лиственных пород.

    Щиты допускается изготовлять из древесностружечных плит, бакелизированной фанеры и фанеры марки ФСФ, защищенных водостойким покрытием.

    Доски опалубки, непосредственно прилегающие к бетону, должны иметь фрезерованную поверхность и ширину до 150 мм, а доски горизонтально-скользящей опалубки — ширину не более 120 мм.

    Сучки загнившие, гнилые, табачные, червоточина не допускаются, так как уменьшают прочность досок. Доски с гнилью, нарушающей прочность древесины, также не следует применять. Выпадающие сучки заделывают пробками на водостойком клею.

    Скрепляют деревянные части опалубки гвоздями, стальными болтами, скобами, а также проволокой.

    Палуба щитов опалубки должна быть гладкой. Для увеличения долговечности инвентарной опалубки и повышения качества поверхности бетонируемых элементов применяют разного вида отталкивающие смазки, эмульсии на основе полимеров. Эти гидрофобные покрытия почти исключают сцепление и защищают деревянную опалубку от загрязнения и коробления.