Строительное искусство. Критское строительное искусство и его значение. Античное строительное искусство и его история

С. искусства необходимо хорошее знание разных отраслей математики (аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисления, механика, начертательная геометрия, графическая статика) и естественных наук (физика, химия, минералогия, геология и др.), которые обычно и включаются в курсы высших учебных заведений, подготовляющих инженеров-строителей. Перед тем, как приступить к исполнению постройки, должен быть составлен проект ее, более или менее детальный. Поэтому, в состав вспомогательных наук С. искусства входит производство изысканий (нивелирование, съемка планов и другие геодезические работы), черчение и рисование. Каждое сооружение должно быть во всех своих составных частях устойчиво и прочно и сохранять свою неизменяемость под влиянием внешних сил, грозящих изменить его форму или совсем его разрушить. Изучение необходимых для этого условий, в зависимости от свойства материалов, входящих в состав сооружения, и приданной им формы, составляет предмет другой вспомогательной науки С. искусства — статики сооружений и сопротивления материалов, иногда объединяемых именем "строительной механики"

    Строительное искусство
    обнимает совокупность всех знаний, необходимых для целесообразного и прочного возведения сооружений. Во многих случаях при этом ставится условием также удовлетворение эстетическим требованиям, и те отрасли С. искусства, в которых это требование преобладает, выделены в особую обширную область — архитектуры (см.). Так как в общем задачи С. искусства осуществляются посредством преобразования материалов, встречающихся в природе, и изменения вида земной поверхности, то для основательного изучения С. искусства необходимо хорошее знание разных отраслей математики (аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисления, механика, начертательная геометрия, графическая статика) и естественных наук (физика, химия, минералогия, геология и др.), которые обычно и включаются в курсы высших учебных заведений, подготовляющих инженеров-строителей.
    Перед тем, как приступить к исполнению постройки, должен быть составлен проект ее, более или менее детальный. Поэтому, в состав вспомогательных наук С. искусства входит производство изысканий (нивелирование, съемка планов и другие геодезические работы), черчение и рисование. Каждое сооружение должно быть во всех своих составных частях устойчиво и прочно и сохранять свою неизменяемость под влиянием внешних сил, грозящих изменить его форму или совсем его разрушить. Изучение необходимых для этого условий, в зависимости от свойства материалов, входящих в состав сооружения, и приданной им формы, составляет предмет другой вспомогательной науки С. искусства — статики сооружений и сопротивления материалов, иногда объединяемых именем "строительной механики". Все отрасли С. искусства имеют в своем основании ряд однообразных приемов производства строительных работ, указанных опытом, в зависимости от свойства строительных материалов и условий их службы в готовом сооружении.

    Поэтому под названием общих начал С. искусства в технических учебных заведениях преподаются следующие отделы этой науки: строительные материалы, работы земляные, каменные, плотничные, столярные, кузнечные и др., устройство оснований, стен, покрытий, внутренние части зданий и т. д. Если выделить особые отрасли постройки зданий, назначенных для жилья, для общественных и хозяйственных целей (гражданскую архитектуру), и изготовление снарядов и устройств для замены ручной работы механической (машиностроение), то остальные отделы С. искусства или инженерно-строительного дела будут заключать: дорожное дело (с включением железных дорог), гидротехнические сооружения и работы (улучшение и выправление рек, устройство каналов, орошение и осушение), портовые сооружения, сооружения для городского благоустройства (водопроводы, канализация, городское освещение и пр.). Дальнейшие специальные отделы составляют военно-инженерное дело (фортификация), морское строительное дело, сельскохозяйственные (мелиоративные) строительные работы, горные работы, судостроение, мостовое дело.

    Строгого подразделения отдельных отраслей С. искусства не существует, да оно едва ли и возможно. Вследствие обширного развития некоторых отделов, приобретших в практике особенно важное значение, ими как бы поглощаются остальные виды С. искусства, на которые они кладут свою печать. Этим объясняется, напр., то, что во Франции все государственные строительные работы производятся особым корпусом инженеров мостов и дорог (Corps des Ponts et Chaussées), получающих образование в специальном высшем учебном заведении того же названия. У нас подобную роль играют инженеры путей сообщения и Институт того же наименования. К древнейшим произведениям С. искусства относятся мегалитические памятники (см.) и памятники древнего зодчества, рассеянные в долинах Нила, Евфрата, Тигра и в разных местностях западной Азии. См. Архитектура.
     

    Критское строительное искусство и его значение

    Особую роль в развитии эгейской цивилизации сыграла культура острова Крит - самого большого острова Восточного Средиземноморья, расположенного на торговых путях между Египтом, Финикией и Сирией и северо-западными регионам Эгейского моря. Остров не превышает в длину 250 км, в ширину от 12 до 57 км. До сих пор точно не установлено происхождение критских жителей. Есть версия, что это потомки эгейцев, древнейших обитателей Средиземноморья, согласно другой - что это потомки пришельцев из Малой Азии. Жители Крита обрабатывали плодородные равнины острова, собирали богатые урожаи с полей, садов и виноградников, ловили рыбу, пасли скот. Искусные мореплаватели, критяне поддерживали торговые отношения с материковой Грецией и островами, побережьем Малой Азии и Кипром, сирийскими царствами и Сицилией, Вавилоном и Египтом, государством хеттов и Северной Африкой. Море защищало остров от войн и набегов. Крупнейшие города Крита - Кносс, Фест, Маллия - расположены на морском берегу.

    Английский ученый Артур Эванс, начавший раскопки на Крите в 1900 г., исследовал открытую им культуру, и предложил периодизацию, которая используется в науке по сей день:

    - раннеминойский период, или додворцовый - 2800-2100 гг. до н.э., делится на три этапа - I, II, III (одновременно с Древним царством в Египте и развитием Шумера и Аккада в Месопотамии),

    - среднеминойский - 2100-1600 гг. до н.э., делится на три этапа - I и II (2100-1700 гг. до н.э., также называют периодом старых дворцов), III (1700-1600 гг. до н.э.) (одновременно с египетским Средним царством и развитием Вавилона в Междуречье),

    - позднеминойский с 1600 гг. до н.э. делится на три этапа - I (1600-1450 гг. до н.э.), II (1450-1400 гг. до н.э.), III (1400-1200 гг. до н.э.) (постепенный упадок критской культуры, одновременно на материке расцвет микенской культуры).

    Третий среднеминойский и два первых позднеминойских этапа также называют периодом новых дворцов, в это время критская культура достигла наивысшего расцвета. На критскую культуру оказали большое влияние государства Малой Азии, а особенно значительное - Египет. В свою очередь, культура Крита воздействие на Египет времени Нового царства, а еще более существенную - на сложение культуры Древней Греции.

    Крит уже в средний минойский период был богатой морской державой, имел большой флот и господствовал на море, чем объяснялось отсутствие оборонительных сооружений в его городах. Вероятно, в этот период крупные города Крита были столицами самостоятельных царств, поддерживавших между собой дружественные отношения. Затем борьба за влияние между разными центрами завершилась победой Кносса, что привело к созданию централизованного государства на острове.

    Жители Крита основали города, проложили дороги, мостили улицы, возвели мосты и водопроводы, воздвигли роскошные дворцы правителей. В начале 2 тысячелетия в Кноссе, Малиии и Фесте создаются большие жилые комплексы и первые монументальные здания — дворцы и дворцовые ансамбли — резиденции правящего рода, а позже — царя. Все постройки дворцов, частично двухэтажные, размещались по сторонам большого двора, окруженного каменной стеной. На возвышении располагался Акрополь — центральная религиозная и политическая площадь. В эгейских городах у подножия Акрополя лежал нижний город, где жили купцы, ремесленники и бедный люд. После землетрясения 1650 г. до н. э. и страшных разрушений наступает новый расцвет городов и вилл в сельской местности.

    Центральный зал большого дома представлял собой так называемый мегарон — прямоугольное помещение, потолок которого поддерживался столбами (их обычно четыре). Позднее именно от мегарона начинается развитие греческого храма.

    Около 1600 г. до н.э. критские мастера овсоили технику росписи по сырой штукатурке. До начала работы они процарапывали набросок рисунка на мягкой штукатурке. В эгейской архитектуре широко использовалась полихромия: штукатурку окрашивали в белый или красный цвет, на фасаде части ордера — в черный, охристый, голубой. Стены комнат расписывались красной, черной, белой, желтой, синей, зеленой красками. Высокого расцвета достигли на Крите торевтика, искусство вазописи и фресковая живопись. Отсутствие канонов, сочетание условности с правдивым и поэтическим изображением природы, праздничная нарядность и виртуозное техническое совершенство — все это отличает произведения критских мастеров от современного им искусства цивилизаций Древнего Востока.

    Примечательно, но на Крите не обнаружено ни одного отдельно стоящего храма, они поклонялись богам в священных рощах, пещерах, на горных вершинах.

    К сожалению, установить точную хронологию критских памятников архитектуры очень сложно, т.к. они неоднократно разрушались при землетрясениях или в результате социальных катастроф, затем перестраивались. Как установлено вулканологами, развитие критской культуры оборвала внезапная катастрофа — гигантское извержение вулкана на острове Фера (Санторин), неподалеку от Крита. Чудовищные волны опустошили побережье острова, землетрясения разрушили его города. Воспользовавшись этим, в XIV в. до н. э. Крит захватили греки-ахейцы. Под их господством еще сто лет Крит оставался сильным государством. В дальнейшем слава Крита померкла и ведущее положение в эгейском мире перешло к раннерабовладельческим государствам Южной Греции, наиболее влиятельным среди которых были Микены. (5, стр. 271-291; 10, стр. 7-11)

    Согласно греческой мифорлогии, на острове Крит родился Зевс-Громовержец, верховное божество Олимпа. Правителем острова стал Минос - сын Зевса и финикийской царевны Европы. Легендарный герой Геракл совершил на Крите один из двенадцати подвигов - укротил бешеного быка. В поэмах Геракла Крит упоминается как густо заселенный остров, с богатыми городами.

    Античное строительное искусство и его история

    Древнейшая история Греции до раскопок, проведенных в 18701890 годах в Трое, Микенах и Тиринфе немецким ученым Шлиманом, была известна только из легенд. Яркое искусство Греции (микенское искусство) существовало параллельно с искусством периода Нового царства в Египте и тесно с ним контактировало. Позже, в начале XX века, А. Эванс открыл в Кноссе другую, более раннюю, чем микенская, культуру, которая известна как критская, или минойская (по имени царя Миноса).

    Культура эгейского мира (остров Крит с городами Кносс, Фест, Триада; десятки островов меньшего размера, Микены, Тиринф, берега Балканского полуострова и Малой Азии (Троя) была первой зрелой европейской цивилизацией в древней истории, относящейся ко второму тысячелетию до н.э.

    Критское и микенское строительное искусство

    Крит был богатой морской державой, на территории которой строились трехэтажные жилые дома и дворцы (как, например, дворец царя Миноса в Кноссе, рис. 1), но отсутствовали (в силу могущества) оборонительные сооружения в городах.
    Новый расцвет городов и вилл в сельской местности наступает после разрушительного землетрясения в 1650 г. до н.э. Большие дома сооружаются с центральным залом (мегарон), в котором перекрытие опирается на четыре колонны. Такая конструкция послужила впоследствие основой греческого храма.

    Дворцы имели значительные размеры в плане, сложные конструктивные решения и возводились в несколько этажей. Вокруг центрального двора размещались жилые сооружения и святилища, а особым убранством отличались входные части сооружений и лестницы (рис. 2). Подобные комплексы оборудовались водопроводом, ванными комнатами и канализацией.

    С огромным царским дворцом в Кноссе, руины которого греки называли “Лабиринтом”, связаны легенды о строителе Дедале, о Минотавре, Тесее и нити Ариадны.

    С критской культурой связано последующее развитие микенской культуры (15001200 гг. до н.э.). Претеснения греков вынудили жителей острова переселиться на материк и создать там укрепленные крепости (Микены и Тиринф). При сооружении их использовалась кладка толщиной в несколько метров из больших необработанных камней, называемая циклопической и выполненная, по преданиям греков, гигантами-циклопами (рис. 3).

    Микенские крепости, дворцы и гробницы

    Микенская культура достигает своего развития после 1450 г. до н.э. К этому времени микены господствуют над всей эгейской областью и даже закладывают на удаленных территориях свои колонии.

    Микенские поселения фактически представляли собой крепости, за стенами которых выложенными из плотно пригнанных каменных блоков, укрывались дворцы правителя. Ядром дворца был мегарон с расположенным в центре очагом. К этому помещению, служившему залом для пиршеств, вели многочисленные коридоры, дворы и колонные портики, пропилеи. Комнаты дворца были расписаны фресками.

    Заслуживают внимания гробницы (отчасти сохранившиеся), представлявшие собой круглые в плане подземные сооружения (камеры), перекрытые ложным куполом, создаваемым за счет выступа каждого последующего ряда камней над предыдущим. Подобную конструкцию имеют и ложные своды для перекрытия коридоров в крепостных сооружениях в Тиринфе. Из гробниц наиболее известна так называемая Сокровищница Атрея (недалеко от Микен). Ее диаметр 14 м, высота купола 13 м.

    В качестве несущих элементов для плоских перекрытий использовались стены, пилоны и колонны. Последние имели деление на базу, ствол и капитель. База простой формы была плоской, ствол имел конусообразную форму с сужением книзу, приплюснутая капитель состояла из круглого эхина и квадратного абака над ним (рис. 4).

    Для уменьшения нагрузки на перемычку над входом в вышележащем массивном каменном блоке стены организовывалось треугольное отверстие, прикрывавшееся тонкой плитой, украшенной рельефом. Характерным примером в этом плане являются так называемые Львиные ворота Микенского акрополя (рис. 2).

    Микенская культура погибла в период около 1100 г. до н.э.

    Архитектура Древней Греции

    Культура греков, а позднее римлян, занимает важное место в истории развития всей европейской культуры. Это культура античности зрелого рабовладельческого общества, достигшего наивысшего расцвета в V в. до н.э. (в Афинах при Перикле). Первые археологические раскопки ее начаты в Геркулануме и Помпеях в начале XVIII в.

    Во втором тысячелетии до н.э. греческие племена и, в частности, дорийцы захватывают микенские территории и приносят с собой иной способ жизни и познания о железе.

    Местное население заселяет острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. Возникает множество городов-государств (как, например, Афины и Спарта), соперничающих между собой, но одинаково воспринимающих искусство и архитектуру.

    Периоды развития греческой архитектуры

    Ранний период развития архитектуры (до V в. до н.э.) получил название архаического. В бронзовом веке храмы еще не строились. Только в первой половине VIII в. появляется храм, планировочную основу которого составил микенский мегарон. Он был сооружен из необожженного кирпича, крыша выполнена двускатной из дерева, а основной объем здания окружен колоннадой, что в последующем заложено в архитектуру греческих храмов (рис. 5). Одним из первых такой храм богини Геры построен на острове Самосе.

    В течение VII в. строительное искусство развивалось в рамках нескольких стилей.

    Похожие товары

    Изображение
    Проект организации строительного производства. Современная архитектура и строительство
    Опыт строительства показывает, что правильно организовать строительное производство можно лишь при наличии комплексной проектно-технологической документации - проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР). Порядок разработки указанных документов изложен в СНиП 12-01-2004 "Организация строительства". ПОС разрабатывается
    Отзывы :0шт.
    Строительное технологическое оборудование от компании «ОЛЬМАКС БЕЛ». Полезные советы от компании.
    Компания «ОЛЬМАКС БЕЛ» осуществляет продажу широкого спектра профессионального высокотехнологичного строительного оборудования и инструмента.
    Отзывы :0шт.
    Деревянная вагонка из лиственницы - универсальный материал для обшивки поверхностей
    Когда речь заходит о выборе материала для отделки той или иной поверхности, у множества людей возникают ассоциации с вагонкой. И это неудивительно, ведь деревянная вагонка на сегодняшний день является, пожалуй, самым популярным отделочным материалом как для наружных фасадов, так и для внутренних поверхностей.
    Отзывы :0шт.
    Белецкий Б.Ф. Технология строительного производства. Крупнопанельное строительство в современном мире.
    Даны основные сведения о применяемых в строительстве машинах и механизмах, рассмотрены вопросы технологии производства общестроительных, монтажных и специальных работ, выполняемых при прокладке сетей и устройстве сооружений систем водоснабжения и водоотведения.
    Учебник. Изд.3-е. Ростов н/Д: Феникс, 2004г. -752с. (серия Строительство) Даны основные сведения о применяемых в строительстве...
    Отзывы :0шт.
    Производство смесей строительных. Классификация сухих строительных смесей - типы, предназначение и использование
    Песок в сушильной печи продвигается по мере поворота барабана и скапливаясь на специальных лопатках приваренных вдоль сушильного барабана поднимается в верхнюю точку. После того как лопатка барабана достигает верхней точки песок ссыпается и пролетая через поток горячего воздуха высыхает.
    Производство смесей строительных:
    1 Песок по транспортеру попадает в сушильную печь.
    2 Песок в сушильной...
    Отзывы :0шт.