Собственность на факторы производства и виды доходов виды производства

Каждый фактор производства способен принести своему владельцу доход: капитал приносит процент, труд - зарплату, земля - ренту. Доходность всех факторов означает, что все их собственники выступают независимыми и равноправными партнерами. Более того, можно даже говорить о своеобразной экономической справедливости, ибо доходы каждого участника производства соответствуют вкладу принадлежащего ему фактора в создание совокупного дохода.

    Внутренняя структура собственности

    Наемный работник в процессе производства использует оборудование, находящееся в собственности другого лица; менеджер крупной компании распоряжается, управляет имуществом компании, не являясь ее собственником и т.д. Отсюда возникает проблема соотношения собственности и ее хозяйственного использования и управления. Собственник факторов производства отнюдь не всегда выступает в роли непосредственного хозяйствующего субъекта, предпринимателя.

    В мелком производстве собственник сам использует полезность благ, сам планирует, организует производство, распоряжается его результатами, т.е. выступает в роли предпринимателя. Однако современному крупному производству характерна передача собственности в пользование хозяйствующим субъектам. Наиболее четкое отделение собственности от предпринимательства обнаруживается в акционерных обществах, где собственник-акционер фактически отделен от распоряжения, управления, хозяйственного использования имущества акционерного общества. Так же и любой коммерческий банк, не являясь собственником привлеченного им капитала, использует, распоряжается, пускает этот капитал в оборот.
    Таким образом, одним и тем же объектом собственности одновременно обладают два субъекта - собственник, который распоряжается стоимостью блага, и владелец, который осуществляет хозяйственное применение блага, используя его полезность. При этом цели, которые преследуют собственник и предприниматель, не всегда совпадают.

    Отсюда следует необходимость различать безусловное, суверенное распоряжение факторами и результатами производства и условное. Собственник управляет хозяйством по своему усмотрению и независимо ни от кого. Условное распоряжение факторами и результатами производства предполагает оперирование последними от имени и по доверенности собственника, т.е. хозяйствующий субъект может обладать только частью прав собственности, однако он может самостоятельно принимать решения, планировать и реализовать практические мероприятия.

    Характеристика собственности не исчерпывается анализом отношений, возникающих в процессе присвоения экономических благ. Всякая собственность экономически реализуется, т.е. создает возможность получения дохода и участия в управление ею.

    Если участок земли находится в чей-либо собственности, то это дает возможность собственнику либо самостоятельно работать на этой земле и получать доход, либо привлечь для работы на земле других людей, либо сдать ее в аренду, либо заложить в ипотечном банке, но в любом случае собственник получает соответствующий доход. Однако необходимым условием и предпосылкой получения дохода от собственности является ее хозяйственное использование.

    Частная собственность

    Частная собственность предполагает присвоение благ (факторов и результатов производства) частью общества (отдельным лицом или группой лиц) и отчуждение от них другой части общества.

    Частная собственность имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, частная собственность порождает экономическую активность и предприимчивость, без нее невозможно товарное производство, товарный обмен, рынок, она стимулирует эффективное, рациональное ведение хозяйства. С другой стороны, частная собственность порождает неравенство, ведет к расслоению общества, может порождать стремление к личной выгоде в ущерб интересам других членов общества. Однако в рыночной экономике преимущества частной собственности обычно превалируют над ее недостатками, которые в современных условиях смягчаются государством.

    Когда блага присваиваются всем обществом (народом) в целом речь может идти об общественной собственности. При этом надо иметь в виду, что во-первых, само общество - это сложная многоуровневая система, в которой каждый уровень имеет относительную экономическую самостоятельность. Соответственно многоуровневым является и процесс присвоения. И во-вторых, поскольку политической организацией современного общества является государство, то общественная собственность выступает прежде всего в форме государственной. При этом равенство всех членов общества в присвоении обусловлено степенью развития демократических начал в стране. Является ли государственная собственность общественной во многом зависит от того, насколько интересы государственного аппарата совпадают с интересами общества в целом.

    Совокупность благ, по поводу которых возникают отношения собственности, составляет объект собственности, т.е. отношениям собственности присуща известная "опредмеченность", поэтому анализ собственности предполагает рассмотрение объектов, по поводу которых возникают отношения собственности. Объектами собственности могут быть: факторы и результаты производства, услуги, информация, плоды интеллектуальной деятельности.

    В разные исторические эпохи первостепенное значение имела форма собственности на разные факторы производства. В аграрном обществе - собственность на доминирующий фактор - землю; в индустриальном обществе - собственность на капитал, деньги; в постиндустриальном обществе, где доминирующим фактором становятся знания, информация - интеллектуальная собственность.

    Хозяйствуующие субъекты

    В рыночной экономике принято выделять три основных хозяйствующих субъекта (экономических агентов):

        домашнее хозяйство (население) - это хозяйствующие субъекты, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей. Основные виды деятельности домашних хозяйств: предложение факторов производства, находящихся в их частной собственности; потребление полученного дохода от продажи факторов производства и сбережение части этого дохода;

        предприятия (фирмы) - это хозяйствующие субъекты, основными функциями которых является: закупка факторов производства, производство и реализация экономических благ, поддержание и развитие производственной базы;
        государство - это все государственные организации и учреждения, в функции которых входит производство общественных благ, перераспределение части доходов и ресурсов общества, проведение политики, направленной на повышение эффективности экономики в целом.

    Каждый из хозяйствующих субъектов является носителем определенных экономических интересов. ^ Экономические интересы - это побудительные мотивы хозяйственной деятельности отдельных экономических агентов, обусловленные отношениями собственности и их местом в системе общественного разделения труда, присущими им потребностями, выполняемыми ими функциями.

    Домашние хозяйства стремятся к максимизации полезных и потребляемых благ в пределах их бюджетных ограничений; фирмы - к максимизации прибыли, захвату или расширению доли рынка, к увеличению масштабов производства и т.п.; интересы государства связаны с обеспечением стабильности, эффективности производства, социально-экономического равенства членов общества и др. Интересы выступают мощным двигателем экономической деятельности, стимулом, который побуждает хозяйствующие субъекты к участию в производстве.

    Экономические интересы людей представляют собой сложную иерархическую структуру. Помимо своих личных интересов люди руководствуются коллективными, национальными интересами, интересами общества в целом. Каждый человек (работающий) заинтересован не только в удовлетворении своих личных потребностей, но заинтересован в успешном развитии фирмы, где он работает, и в прогрессивном развитии экономики страны в целом и т.п. Однако надо отметить, что при всем многообразии интересов, носителем которых выступает отдельный человек, личный интерес является стимулом и двигателем экономической деятельности человека.

    Экономические отношения собственности на поверхности явлении проявляются в определенной юридической, правовой форме. ^ Как юридическая категория, собственность - это имущественные отношения, закрепленные в нормах права.

    Юридическое и экономическое содержание собственности взаимосвязаны и взаимообусловлены, т.е. собственность является одновременно категорией и экономики, и права. В этом единстве определяющее значение принадлежит экономической стороне собственности, хотя на поверхности явлений изменения отношений собственности происходит в первую очередь именно в юридической, правовой форме.

    Изменение юридической формы собственности не есть просто пассивный результат изменения экономических отношений собственности. Юридические решения (принятие тех или иных законов) могут принципиально менять экономическое содержание собственности особенно в переломные периоды развития общества. Перестройка отношений собственности в постсоциалистических странах началась именно с принятия соответствующих решений.

    Анализ понятия "собственность" предполагает характеристику субъектов, между которыми, и объектов, по поводу которых возникают отношения собственности.

    Собственность многосубъектна. В отношения присвоения могут вступать отдельные лица, их ассоциации, социальные группы, общество и целом. В зависимости от субъекта отношений собственности выделяют частную и общественную собственность, которые различаются по уровню обобществления, характеру, формам, способам присвоения. Однако эти различия носят относительный характер и потому возможны переходы как от частной собственности к общественной (национализация), так и от общественной (государственной) к частной - приватизация.

    Когда говорят, что производство есть взаимодействие трех его факторов, то имеют ввиду прежде всего технологическую характеристику производства.

    Каждые факторы производства и виды доходов представлены их собственником, то производство приобретает общественный характер, становится социальным процессом. Производство превращается в результат производственных отношений между собственниками факторов производства.
    А так как в роли собственников могут выступать и индивиды, и их группы, и социальные институты, то производство представлено взаимоотношением различных экономических субъектов (или - разных форм собственности - индивидуальной, коллективной, государственной)7.

    Не всякий собственник фактора производства непременно должен принимать непосредственное участие в производстве. Однако это - привилегия собственников лишь отчуждаемых факторов производства - "земли" и "капитала". Способность же к труду передать невозможно. Поэтому тот, кто представляет только фактор "труд", должен всегда принимать непосредственное участие в производстве.

    Следовательно, его статус как наемного работника объективен, что, впрочем, не мешает ему иметь собственность на другие факторы производства (к примеру, приобрести акции, недвижимость и т.п.). Итак, мера доходности каждого фактора в конкретных экономических условиях - одна из центральных проблем экономической теории.

    Проблемы агропромышленного комплекса

    Актуальность темы исследования определяется особой ролью земли как фактора производства в воспроизводственном процессе в современной рыночной экономике. Это обусловлено тем, что земля - основа государственности и национального самоопределения, главное богатство страны, фундамент всех экономических преобразований.

    Осуществление на земле хозяйственной деятельности во все времена представляло собой один из наиболее актуальных вопросов общества. Причем его острота не может сниматься особым вниманием к развитию индустрии в целом.

    Это во многом объясняет тот интерес, с которым мы наблюдаем за происходящими в нашей стране в течение уже нескольких лет изменениями в сфере земельных отношений.

    В результате земельной реформы и реорганизации сельскохозяйственных предприятий созданы новые формы хозяйствования; произошли структурные изменения в формах собственности, землевладения и землепользования; ликвидирована государственная монополия собственности на землю; постепенно создается принципиально новая совокупность производственных отношений, первооснова которых - экономические интересы, тесно связанные с правом собственности на землю.

    Все эти процессы в России протекают скоропостижно, имеют слабо развитую теоретическую базу, низкую результативность правовых и экономических методов управления, порождают множество проблем. Острота этих проблем хорошо осознается и в органах государственной власти, и в соответствующих научно-исследовательских учреждениях. Спектр вопросов широк, но наиболее насущными, на наш взгляд, являются объективный анализ механизма монополизации землепользования и его воздействия на образование и присвоение доходов.
    В ходе исследования нами были сделаны следующие выводы:

    До сих пор спорными остаются вопросы, связанные с определением сущности, а значит и всей содержащейся в данной сущности исследовательской программы собственности.

    Требуются дополнительные исследовательские усилия при изучении отношений собственности именно на землю. Поскольку земля в отличие от других факторов производства обладает рядом специфических присущих только ей черт.

    Отсутствуют четкие представления о разграничении таких экономических категорий как «собственность», «монополия», «экономическая власть».

    Слабо изучен вопрос иерархии монополий на фактор производства в земледелии, в связи с чем до сих пор проблема квазимонопольных земельных отношений не стала предметом специального рассмотрения.

    Еще не преодолен поверхностный анализ абсолютной земельной ренты.

    Из всего сказанного становится вполне очевидным, что вышеуказанные проблемы требуют дальнейших более глубоких исследований теоретического характера. И это связано не только, и не столько с академической стороной дела, сколько с практической. Так, например, нечеткое понимание механизма образования, распределения и присвоения рентных доходов может привести к значительным потерям государственного бюджета в связи со значительным занижением налоговой базы земельного налога, или подорвать итак шаткое финансовое состояние сельхозпредприятий при значительном завышении налоговой базы.

    В рамках нашего исследования нами был затронут и ряд проблем, решение которых касается не столько теоретической их проработки, сколь условий практического воплощения:

    во-первых, это проблема превращения формальных собственников земельных долей в реальных, которая встает при рассмотрении современной структуры монополизации землепользования в России;

    во-вторых, проблема развития земельного рынка в нашей стране.

    Остановимся на каждой из этих проблем поподробнее.

    В рамках совместно-долевой собственности сосредоточены наибольшие площади сельскохозяйственных угодий, что делает проблему совместно-долевой собственности более весомой. Ибо на современном этапе собственники земельных долей не обладают экономической монополией собственности на землю, не способны контролировать объект собственности. Они лишь выступают формальными владельцами земли. Причем такая ситуация касается интересов не только земельных собственников, но и основных производителей сельскохозяйственной продукции - крупные хозяйственные структуры. Ведь преобразование колхозов и совхозов и создание на их основе крупных хозяйственных структур происходит на основе объединения паев, в том числе и земельных. Однако, принципы объединения паев, регламентация их использования, экономическая реализация далеки от совершенства.

    Государство попыталось решить эту проблему принятием Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в котором прописана процедура «превращения» формального собственника земельной доли в реального. Это возможно только путем определения границ земельной доли на местности или хотя бы границ земельного участка, находящегося в общей собственности.

    В принципе, ничего сложного и непонятного в этой норме закона нет, однако осуществить это на практике не возможно. Причин здесь несколько. Но важнейшей, на наш взгляд, является высокая стоимость процедуры выдела и оформления земельного участка.

    Разработчики Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», прописав процедуру «превращения» формального собственника земельной доли в реального, не учли возможность воплощения этой процедуры в жизнь. Отсутствие соответствующих экономических условий на данном этапе не позволит изменить сложившуюся структуру соотношения между формальными и реальными собственниками земельных долей, решить проблему неопределенности размеров будущих землепользований сельхозпредприятий.

    Экономические условия и предпосылки того или иного явления всегда являются первичными в отношении его юридического оформления. Именно эта простая истина и дает ответ на вопрос о медленном развитии земельного рынка в России.

    На современном этапе проблема состоит не только, и не столько в том, нужен ли нам земельный рынок (а он нам нужен), сколько в том, в какой мере существующие земельные отношения и в целом состояние отечественного аграрного сектора позволяют раскрыться экономическим функциям земельного рынка.

    На современном этапе в отечественном сельском хозяйстве наблюдается системный производственно-финансовый кризис, который обусловил устойчивую тенденцию падения рентабельности сельскохозяйственного производства. В контексте рассматриваемой проблемы этот факт можно интерпретировать как отсутствие у земель сельскохозяйственного назначения не только содержательных, но и формальных признаков товара, соответственно как отсутствие у потенциальных покупателей какой-либо мотивации к приобретению и последующему производительному их использованию.

    Мы уверены, что решающей предпосылкой формирования полноценного рынка земли является именно рентабельная работа сельскохозяйственных предприятий. В этом случае сельскохозяйственные угодья получат адекватную экономическую оценку, заработают такие «тонкие» механизмы, как институт банкротства и ипотека, появятся стимулы перераспределения земель в пользу наиболее эффективно хозяйствующих субъектов.

    К сожалению, опираясь на выше изложенные факты, приходится констатировать, что в сложившихся обстоятельствах развертывание рынка сельскохозяйственных угодий во многом носит формальный характер, так как для его реального осуществления требуется предварительное решение глубинных, концептуальных проблем рыночных преобразований в аграрном секторе российской экономики.

    Мы считаем, что решить выше указанные проблемы можно только эволюционным путем, за счет постепенного формирования необходимых экономических условий, когда, например, параллельно с развитием той или иной формы землевладения и землепользования создаются соответствующие ей финансовая, материально-техническая и организационная базы. Именно это условие позволит «наполнить» земельную собственность адекватным рыночным содержанием, когда собственник земли не просто будет обладать монополией собственности на землю, но и экономически реализовывать ее.

    Спрос на факторы производства и рынки факторов производства

    В современной экономической науке выделяют четыре основных фактора производства: труд, капитал, земля, предпринимательство. При этом под трудом подразумевают деятельность человека, направленную на достижение какого-либо полезного результата. Капитал представляет собой весь накопленный запас средств, необходимых для производства материальных благ. Говоря о земле, имеется в виду не только земля как таковая, но и вода, воздух и все прочие блага, которые природа предоставляет в пользование человеку. Предпринимательство - особый ресурс, при помощи которого происходит соединение трех других факторов  производства.

    Цены на факторы производства в условиях совершенной конкуренции определяются соотношением спроса и предложения. Однако необходимо отметить два важных момента, влияющих на спрос и соответственно цену ресурсов. Во-первых, спрос на факторы производства и уровень их цен являются производными от потребительского спроса; поскольку труд, капитал, земля необходимы, в конечном счете, для того чтобы произвести необходимые людям предметы потребления. Следовательно, спрос на тот или иной фактор производства зависит от спроса на товары, производимые с помощью этого фактора. Спрос на труд, капитал, землю- это всегда производный спрос. Например, спрос на труд ткачих определяется спросом общества на ткани; спрос на землю, пригодную для выращивания овощей, определяется спросом на овощи и т.д. Это значит, что размер спроса на тот или иной фактор зависит от его производительности при создании продукта и от цены товара, произведенного с помощью фактора.
    Во-вторых, все факторы производства экономически и технологически взаимосвязаны, они не могут использоваться раздельно. Для производства товаров необходимы все три фактора и в определенном соотношении между собой. Размер спроса на каждый фактор зависит не только от уровня цен на него, но и от уровня цен на другие ресурсы: например, спрос на труд зависит не только от ставок заработной платы, но и от того, сколько будет приобретено машин, сырья и каковы цены на них. Когда цена фактора производства возрастает, спрос на него (при прочих равных  условиях) будет понижаться, а спрос не другой фактор повысится. Более высокая цена, например, на труд будет вести к замещению его машинами. Возможность взаимного замещения различных факторов позволяет предпринимателям использовать их в соотношении, которое обеспечивает наименьшие издержки производства.

    Спрос на факторы производства. Рынки факторов производства дают предпринимателям информацию о ценах, технико-экономических характеристиках товаров, уровне издержек производства, объемах предложения и т.д. Как уже отмечалось, все производственные факторы (ресурсы) в большей или меньшей степени могут быть взаимодополняющими или  взаимозаменяемыми: живой труд может быть частично заменен техникой и наоборот, природные сырьевые материалы могут быть заменены искусственными. Однако, и труд, и техника, и сырье взаимодополняющи лишь в едином производственном процессе. По отдельности каждый из них бесполезен.

    Спрос на факторы производства - это сложный процесс, где объем привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на данный фактор (ресурс), но и на все, сопряженные с ним ресурсы и факторы. Рынок дает информацию о движении цен на каждый из них. Цена - одно из важнейших условий эластичности изменения спроса по каждому фактору производства.

    Эластичность спроса по каждому фактору производства может изменяться и в зависимости от:

                1) уровня доходов фирмы;

                2) спроса на  впускаемую продукцию;

    3)    возможностей замещения применяемых в производстве ресурсов (факторов);

    4)    наличия рынков взаимозаменяемых и взаимодополняющих факторов производства по приемлемым ценам;

    5)    стремления к новациям и т.д.

    Предложение факторов производства. На конкурентных рынках цены  факторов производства формируются как под влиянием спроса, так и предложения. Предложение факторов производства — это то их количество, которое может быть представлено на рынках по существующим на данный момент ценам. На рынках факторов производства спрос порождает предложение так же, как и на рынках обычных потребительских благ. Однако рынки факторов производства имеют существенные особенности: Главная особенность предложения факторов производства обусловлена ограниченностью первичных экономических ресурсов и, прежде всего, таких как труд, земля, ее природные ископаемые ресурсы и продукты их переработки. Ограничены, естественно, и денежные ресурсы — капитал.

    Однако ограниченность первичных экономических ресурсов и производных от них факторов производства относительна: они ограничены по сравнению с потребностью производства в них для выпуска необходимых в каждый момент конечных благ. Если бы ресурсы не были  ограничены, они были бы бесплатными как воздух, а разнообразные потребности людей были бы в них полностью удовлетворены. Отпала бы потребность в рынках каких-либо товаров, не нужна была бы экономика. Но люди внимательно отслеживают показатели количества пригодных к использованию земель и цены этого использования. Количество трудовых ресурсов, уровень их занятости и оплаты труда. Количество добываемого сырья и цен на него. На основании этих показателей составляются прогнозы, и меняется структура производства.

    На рынках производственных факторов обнаруживается, что предложение каждого конкретного фактора производства имеет различную эластичность. Первопричиной здесь также являются ограниченность ресурсов, хотя могут иметь место и воздействия других факторов. Так, например, предложение земли чаще всего неэластично, потому что в каждый данный момент ее размеры фиксированы, а заменяющего ресурса не существует, она представляет собой уникальное экономическое благо. Практически не возобновляемые во времени ископаемые ресурсы сырья, но их предложение более эластично, если найдены их заменители (например, вместо нефти - ядерное топливо), в том числе искусственные виды сырья и материалов.

    Количество трудовых ресурсов также в каждый данный момент фиксировано и изменяется достаточно медленно, но эластичность предложения труда (рабочей силы) может зависеть от конкретной экономической ситуации, реализации возможностей полной занятости при данных доходах и уровне заработной платы.

    Рынки факторов производства - это сферы товарного оборота таких важнейших групп ресурсов хозяйственной деятельности как:

    1)    земля;

    2)    природные ископаемые;

    3)    искусственные сырьевые ресурсы;

    4)    ресурсы труда разнообразных специальностей и  квалификации;

    5)    капитально-технические ресурсы.

    Перечисленными ресурсами рынки факторов производства не исчерпываются. В развитой рыночной экономике они насчитывают миллионы наименований, включая также информацию, знания, интеллект и способы их передачи. Движение факторов производства связано с рынками денег и ценных бумаг, регулируется соответствующей экономической политикой государства. Очевидно, что рыночный оборот факторов производства, в особенности первичных ресурсов, таких как земля, труд, нуждается в законодательном регулировании.

    Похожие товары

    Изображение
    Виды, формы диверсификации производства и их цели.Что такое диверсификация? Что такое концентрация производства.
    Виды диверсификации производства как форма организации производительных сил привлекла внимание прежде всего практических работников в связи с демонополизацией российской экономики, конверсией ВПК, расширением конкуренции.
    Отзывы :0шт.
    Сущность издержек производства, структура и их виды.Экономическая сущность издержек производства.
    Сущность издержек производства. Для того чтобы производить товары и предоставлять услуги, используют различные ресурсы, или факторы производства.
     Сущность издержек производства


     Издержки производства (себестоимость) – затраты труда, выраженные в стоимостной форме и отнесенные на единицу продукции (всей), т.е. это затраты, связанные с производством и реализацией продукции.
    Отзывы :0шт.
    Виды планов производств. Задачи планирования и виды планов на производстве
    dиды планов производств
    Задачи планирования и виды планов на производстве

    Под планированием производственной деятельности на военных стройках Министерства обороны понимапонималась разработка планов (программ действий строительных организаций) исходя из поставленной цели и с учетом результатов деятельности в предшествующий период. В процессе разработки планов определялись задачи строительно...
    Отзывы :0шт.
    Понятие издержки производства виды состав и динамика.
    Производства без затрат не бывает. Издержки – это затраты на приобретение факторов производства. Издержки можно считать по-разному, поэтому в экономической теории, начиная с А. Смита и Д. Рикардо, существуют десятки различных систем анализа издержек. К середине ХХ в. сложились общие принципы классификации: 1) по методу оценки затрат и 2) по отношению к величине производства.
    Отзывы :0шт.
    Виды административно-правовых норм производства. Общая характеристика административно-правовых норм
    В отечественной правовой литературе наиболее распространенным является взгляд, согласно которому содержанием правоотношения следует считать правомочия и юридические обязанности субъектов этих отношений. Высказывалось также мнение, что «содержанием административно-правовых отношений является реализация задач управления в областях народного хозяйства и культурно-политической деятельности органов...
    Отзывы :0шт.