Понятие и виды административного процесса. Виды административно процедурного производства. виды производства

Видами административно-процедурных производств являются: лицензионно-разрешительиое производство; регистрационное произ­водство; производство по принятию правовых актов управления; другие виды производств организационно-процедурного характера.

    Административный процесс: сущность, виды

    Процесс - совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления какой-либо деятельности. В таком понимании говорят, например, о законодательном, бюджетном, землеустроительном процессе и т.п.
    Поскольку исполнительная власть реализуется в различного рода действиях, совокупно характеризуемых как государственно-управленческая деятельность, постольку имеются основания для ее рассмотрения также с процессуальных позиций. Это означает, что данный вид государственной деятельности имеет процессуальную форму.
    С юридических позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права. Исходя из данной методологической позиции, деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса. В подобном понимании он предназначен для того, чтобы обеспечить применение указанных правовых норм в сфере государственного управления в целях достижения юридических результатов (последствий), предполагаемых диспозицией нормы, т.е. соответствующих правил должного поведения.
    Данная функция составляет прерогативу субъектов исполнительной деятельности, осуществляемой в процессуальной форме. Именно в такой форме происходит юридически властная реализация задач и функций исполнительной власти. Но процесс правоприменения не сводится лишь к обеспечению соблюдения соответствующих правил поведения (диспозиции). В равной мере на долю субъектов исполнительной власти приходится и реализация санкций материальных административно-правовых норм. Соответственно возможен двоякий подход к пониманию сущности и назначения административно-процессуальной деятельности, а именно: правоприменительный и правоохранительный.

    Известно, что в традиционном юридическом смысле понятие "процесс", как правило, отождествляется с деятельностью судебных органов по рассмотрению и разрешению конкретных уголовных, гражданских, трудовых и прочих дел (уголовный и гражданский процесс). Однако в подобном понимании процесс сводится лишь к правоохранительной деятельности, составляющей главное содержание функций правосудия. Именно в таком аспекте определяется функционально-компетенционное содержание судебной власти (ст. 118 Конституции РФ). При рассмотрении подобных дел суд реагирует на отклонения от требований материального права, т.е. осуществляет судебную юрисдикцию, применяя санкции соответствующих правовых норм.

    Государственно-управленческая деятельность

    Государственно-управленческая деятельность в основном сориентирована на решение задач позитивного характера; юрисдикция не является определяющим ее содержание признаком, а сама она не совпадает с судебно-процессуальной деятельностью. Эти ее качества придают административному процессу своеобразную окраску.

    Следовательно, в рамках административного процесса реализуются диспозиции и санкции административно-правовых норм. Налицо, таким образом, два направления, по которым административный процесс воплощается в повседневной государственно-управленческой деятельности.
    Иначе говоря, основу для формирования понятия административного процесса как в широком (правоприменительном), так и узком (правоохранительном) смысле, составляет административно-процессуальная деятельность:
    а) административно-процедурная;
    б) административно-юрисдикционная.
    В первом случае имеются в виду распорядительные действия исполнительных органов (должностных лиц) по осуществлению установленных административно-правовыми нормами различного рода административных процедур, не связанных с юрисдикцией. Это - порядок реализации прав и законных интересов граждан и юридических лиц, включая разрешительно-лицензионные, регистрационные и т.п. функции и полномочия органов исполнительной власти.
    Во втором случае в центре внимания - осуществление исполнительными органами (должностными лицами) функции правоохраны в порядке совершения юрисдикционных действий в их традиционном понимании.

    Фактически при любом понимании административно-процессуальной деятельности акции, совершаемые исполнительными органами (должностными лицами), имеют своим результатом издание ненормативных, т.е. индивидуальных, правовых актов, с помощью которых административно-правовые нормы применяются к конкретным обязательствам либо к лицам. Тем самым разрешаются разнообразные индивидуальные дела в сфере государственного управления. От характера таких дел зависит реализация либо диспозиции (процедуры), либо санкции (юрисдикция) соответствующей нормы материального административного права.
    Следовательно, основанием административно-процессуальной деятельности являются именно индивидуальные дела. Предписания правовых норм практически реализуются в индивидуальных действиях тех или иных органов по фактам индивидуального характера (например, по факту совершения административного правонарушения или дисциплинарного проступка, по факту выдачи разрешения на совершение определенного вида деятельности, по факту обжалования неправомерных действий должностных лиц и т.п.). Разрешение подобных индивидуальных дел и составляет основу административного процесса.
    Под индивидуальным административным делом следует понимать возникающий в сфере государственно-управленческой деятельности вопрос, связанный с применением административно-правовых норм и требующий в целях его разрешения распорядительных (оперативно-исполнительных) действий полномочных исполнительных органов (должностных лиц).

    Административно-процессуальная деятельность регламентируется процессуальными нормами административного права и реализуется в административно-процессуальных отношениях. Вне правовых норм административный процесс как явление юридической реальности не существует. Границы административно-процессуальной деятельности соответственно определяются таким образом, что в рамках административного процесса разрешаются не все индивидуальные дела, а только определенные, на которые распространяется установленный административно-процессуальными нормами процессуальный порядок. Значит, различного рода действия материально-технического и организационного характера, не облеченные в правовую форму, нет оснований относить к административному процессу.

    Следует учитывать, что часть процессуальных действий исполнительных органов (должностных лиц) может осуществляться без издания индивидуальных актов в порядке применения регламентированных правом процессуальных мер. Например, это некоторые меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (административное доставление физического лица, применение принудительных мер в условиях чрезвычайных ситуаций и т.п.).

    На основе изложенного административный процесс может быть представлен в качестве урегулированной административно-процессуальными нормами деятельности исполнительных органов (должностных лиц) по рассмотрению и разрешению различного рода индивидуальных административных дел, возникающих в сфере государственного управления, в порядке реализации задач и функций исполнительной власти.
    Административный процесс имеет несколько конкретных вариантов своего выражения в практической деятельности исполнительных органов (должностных лиц). В зависимости от характера, схожести, однородности индивидуальных дел формируется понятие административного производства.

    Административное производство - это нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и объективное рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел, объединенных общностью предмета.
    Например, порядок разбора жалоб граждан, порядок лицензирования, порядок применения мер административного принуждения и т.п. - все это виды административных производств. Следовательно, сам административный процесс представляет собой совокупность различающихся конкретными предметами административных производств.

    Видовое разнообразие административных производств может быть сведено в соответствии с классификацией административно-процессуальной деятельности к двум обобщенным группам:
    а) процедурное производство;
    б) юрисдикционное производство.
    Оба вида административных производств имеют некоторые общие черты. В их числе: преимущественно внесудебный порядок разрешения индивидуальных дел; юридически властное начало; урегулированность (однако в разной степени) административно-процессуальными нормами; административно-процессуальные отношения и принципы и т.п.

       

    Административный процесс в суде

    К административному судебному процессу относятся дела об оспаривании действий/бездействия публично-правовых образований (за исключением дел, подлежащих конституционному надзору).

    В СССР решения должностных лиц стали подвержены судебному контролю после принятия в 1987 году закона «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан».

    В России относится к гражданскому процессу (главы 23—26 ГПК РФ). В Германии, Латвии выделены особые административные суды и приняты кодексы об административном процессе.

    Понятие и виды административного процесса Понятие «административный процесс» трактуется расширительно: оно охватывает две обобщающие видовые группы административно-процессуальных производств — юрисдикционные и процедурные, отражающих процессуальную сторону деятельности соответствующих органов и должностных лиц по реализации задач и функций исполнительной власти. Каждый вид производства представляет собой установленный законом порядок разрешения индивидуально определенных административных дел или вопросов в целях обеспечения законности и государственной дисциплины.

    Однако между юрисдикционными и процедурными производствами имеются отличия по предмету и последствиям производства . Для юрисдикционных производств характерно то, что они носят правоохранительный характер и заключаются в рассмотрении и разрешении органами исполнительной власти (а в некоторых случаях — судами) административно-правовых споров и в правовой оценке поведения их участников, а также в применении к виновным при негативной оценке их поведения мер государственного принуждения (мер наказания и иных мер воздействия).
    К видам юрисдикционного производства относятся: производство по делам об административных правонарушениях; дисциплинарное производство; производство по делам о возмещении в административном порядке материального ущерба; производство по жалобам; производство по различным спорам, касающимся прав физических и юридических лиц в сфере исполнительной власти. Спор такого рода обычно возникает по инициативе управляемой стороны, которая считает, что ее права или интересы нарушаются или ущемляются действиями другой стороны административно-правового отношения.

    Понятие административного процесса и его виды Процедурное производство выражается в том, что органы исполнительной власти, решая при отсутствии административного спора определенные вопросы в пределах своей компетенции, обязаны соблюдать специальные процессуальные правила. Именно бесспорность решаемого вопроса прежде всего отличает процедурное производство от юрисдикционного; результатом процедурного производства является не применение мер государственного принуждения, а выдача органами исполнительной власти соответствующих разрешений, издание индивидуальных правовых актов, с помощью которых обеспечивается нормальная работа органов управления, удовлетворение прав и законных интересов физических и юридических лиц. Видами административно-процедурных производств являются: лицензионно-разрешительиое производство; регистрационное произ­водство; производство по принятию правовых актов управления; другие виды производств организационно-процедурного характера.

    Административный процесс и его сущность

    Административный процесс (административное производство) - это урегулированная нормами административно-процессуального права (в частности, по делам об административных правонарушениях - разделами III - V КоАП РФ) деятельность уполномоченных органов и лиц (прежде всего, как это видно из самого названия, органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также судей) по возбуждению, рассмотрению и разрешению административных дел, включая:
        лицензионно-разрешительное производство;
        регистрационное производство;
        производство по принятию правовых актов управления;
        производство по делам о поощрении;
        производство по делам о дисциплинарных проступках;
        производство по обращениям (предложениям, заявлениям и жалобам) граждан;
        производство по делам об административных правонарушениях;
        процедуру трехстороннего разрешения административно-правовых споров (то есть споров, вытекающих из властных отношений) в любом органе государства и при любом способе организации такого рассмотрения (эти способы будут составлять разновидности административного процесса)[1]

    Виды административных процессов

    Ученые различают (хотя единого мнения нет) следующие виды производств: по предложениям, заявлениям и жалобам граждан; по делам о поощрении; по делам о дисциплинарных проступках; по делам об административных правонарушениях. Выделяют также производство по делам о возмещении в административном порядке материального ущерба, производство по делам об изобретениях, открытиях и патентах, производство по исполнению постановлений о наложении административных взысканий и др.[2] Отмечается, что видовое разнообразие административных производств может быть сведено в соответствии с классификацией административно-процессуальной деятельности к двум обобщенным группам:

        юрисдикционное производство;
        процедурное производство[3]

    К административно-юрисдикционным производствам относят — производство по делам об административных правонарушениях, дисциплинарное производство и производство по жалобам.

    К административно-процедурным производствам ученые относят — лицензионно-разрешительное производство; регистрационное производство; производство по принятию правовых актов управления.

    Процее и производство - основные понятия и термины

    В отечественной правовой науке и юридической практике сложилось устойчивое представление о соотношении понятий «процесс» и «производство», что нашло соответствующее отражение в законодательстве. Приведем конкретные данные на этот счет.
    ГПК Российской Федерации предусматривает в гражданском процессе следующие производства: производство в суде первой инстанции — исковое производство; производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений; особое производство; производство в кассационной инстанции; производство в надзорной инстанции; исполнительное производство.
    Конституционный процесс согласно Федеральному конституционному закону от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» складывается из производств по делам: о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними; о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; по спорам о компетенции; о конституционности законов по запросам судов; о толковании Конституции Российской Федерации; о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (гл. IX-XV ФКЗ).

    Согласно УПК РФ уголовный процесс включает в себя следующие производства: производство в суде первой инстанции; производство в кассационной инстанции; производство в надзорной инстанции; производство по делам несовершеннолетних; производство по применению принудительных мер медицинского характера; производство в суде присяжных.
    С другой стороны, применительно к некоторым видам процесса закон не выделяет составляющие его производства (что в принципе типично для процесса), указывая лишь на основные стадии этого процесса. Примером может служить Бюджетный кодекс Российской Федерации, часть третья которого «Бюджетный процесс в Российской Федерации» состоит из стадий: составление проектов бюджетов; рассмотрение и утверждение бюджетов; исполнение бюджетов.

    Итак, следовательно, четко прослеживается устойчивая тенденция соотносить понятия «процесс» и «производство» как общее и особенное: процесс — есть сумма производств; производство — органическая часть процесса. Полагаю, что не имеет значения, каким образом располагаются в процессе оставляющие его производства. Могут быть различные варианты: производства располагаются в определенной логической последовательности — производство в суде первой инстанции — производство в суде второй инстанции — надзорное производство. В то же время некоторые производства могут располагаться, так сказать, параллельно друг с другом, например, в гражданском процессе исковое и особое производства.
    Своего рода исключение из общего представления о соотношении этих понятий составляет позиция Н.Г.Салищевой, по мнению которой «реализация норм права аппаратом управления осуществляется как в форме издания юридических актов, так и в иных правовых и организационных формах... В данном случае имеет место определенный порядок осуществления органами государственного управления возложенных на них прав и обязанностей при разрешении конкретных индивидуальных дел, т. е. административное производство... Административный процесс — это рассмотрение государственными органами споров, возникающих при разрешении индивидуально-конкретных дел, а также применение мер принуждения»146.

    С точки зрения С.Н.Махиной, управленческий процесс включает в себя несколько производств:
    а) основные — производство по изданию правовых актов управления и административно-договорное производство;
    б) специальные — лицензионное производство, регистрационное производство, разрешительное производство, кадровое (служебное, производство по делам о поощрениях и др.);
    в) особое производство — производство по обращениям граждан147. Традиционный взгляд на соотношение понятий «процесс» и «производство» разделяет и И.В.Панова.
    Так, по ее мнению, а) административно-нормотворческий процесс включает производства:
    - по принятию постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;
    - по изданию приказов, постановлений, инструкций и иных актов министерств и других центральных органов специальной компетенции;
    - по принятию нормотворческих актов органами субъектов Российской Федерации, правительствами субъектов Федерации;
    — по изданию локальных актов, которые принимаются огромным количеством субъектов вплоть до руководителей государственных учреждений;
    б) административно-правонаделительный процесс состоит из производств:
    — по обращениям граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления;
    — разрешительное, регистрационное, учредительное, кадровое, административно-договорное, приватизационное и др.;
    в) административно-юрисдикционный процесс объединяет производства:
    — исполнительное;
    — по применению мер административного принуждения, не являющихся мерами ответственности;
    — дисциплинарное;
    — по жалобам;
    — по делам об административных правонарушениях148. П.И.Кононов различает два вида административного процесса: административно-распорядительный и административно-охранительный.
    Первый вид процесса объединяет производства — регистрационное, лицензионно-разрешительное, правопредставительное, экзамена-ционно-конкурсное, служебно-призывное.
    Второй вид -- административно-охранительный процесс, — в свою очередь состоит из двух процессов:
    а) административно-принудительный, включающий административно-надзорное производство; административно-следственное производство; производство по привлечению лица к административной ответственности; административно-исполнительное производство;
    б) административно-защитный процесс, состоящий из двух производств: по разрешению административных жалоб и арбитражно-административного149.

    В учебной литературе по административному праву встречаются и иные варианты. Так, в учебнике «Административное право» под ред. Ю.М.Козлова и Л.Л.Попова отмечается, что основу для формирования понятия административного процесса как в широком (правоприменительном), так и в узком или собственном смысле (правоохранительном), составляет административно-процессуальная деятельность:
    а) административно-юрисдикционная и
    б) административно-процедурная150.
    Сам же административный процесс, по их мнению, «представляет собой совокупность различающихся конкретными предметами административных производств, система которых может быть сведена к двум обобщенным группам:
    а) юрисдикционное производство;
    б) процедурное производство.
    В свою очередь, процедурное производство включает в себя такие его виды, как лицензионно-разрешительное, регистрационное, по принятию правовых актов управления151.

    Что касается юрисдикционного производства, то наиболее «ярко выраженными вариантами такого вида административно-юрисдикционных производств являются: производство по делам об административных правонарушениях, дисциплинарное производство, производство по жалобам»152.
    Налицо, таким образом, заметный «разброс мнений», что в принципе является обычным состоянием науки, особенно когда речь идет о кардинальных явлениях, в должной мере не исследованных. Вместе с тем создается впечатление, что порой приходится сталкиваться с известным, подчас в некоторой степени нарочитым усложнением предлагаемых конструкций, связанных с административным процессом. При этом отходит на второй план главное свойство любого вида процесса — конституционного, гражданского, административного, бюджетного, уголовного и др. — обеспечивать достижение предусмотренного законом юридического результата. Именно в этом состоит «продукция» органов всех ветвей государственной власти -- законодательной, исполнительной и судебной. Именно посредством юридических решений (в широком смысле), независимо от уровня их принятия, содержания и прочих факторов регулируются бесчисленные по количеству и весьма разнообразные по содержанию общественные отношения.
    Спрашивается, например, какой научный и практический смысл имеет различие между, скажем, лицензионным производством и производством по рассмотрению жалоб? Первое, — говорят некоторые авторы, — это процедура, а второе — процесс, поскольку жалоба-де, это всегда спор... А разве в лицензионном и других производствах исключены спорные ситуации?
    Надо ли доказывать, что активизация научных исследований в области административного процесса, после, скажем прямо, долгих десятилетий затишья, ясно видимая в современных условиях, сама по себе являющаяся весьма важным делом, не может рассматриваться как самоцель. Рано или поздно должен быть реальный выход в практику, в законодательство, регулирующее, скажем так, действия надлежащих субъектов, направленные на достижение правового результата, который в сфере государственного управления важен в такой же степени, как и в соответствующих областях правосудия.
    Конечно, нельзя не учитывать стремления ученого, особенно когда его научный потенциал еще только формируется, иметь свою точку зрения, как можно больше отличающуюся от высказанных взглядов, что, несомненно, заслуживает поддержки, хотя оно воплощается в довольно громоздких конструкциях, которые при дополнительных творческих усилиях вполне могут приобрести более лаконичную форму, более завершенный вид. Четкие, лаконичные конструкции, разумеется, в полной мере охватывающие главные стороны исследуемого явления, обладают реальными возможностями быть воплощенными в соответствующую законодательную форму, например, Административно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
    Обращаясь к характеристике собственной позиции, необходимо отметить, что еще в конце 60-х годов, с учетом имеющихся в литературе той поры взглядов, мной была впервые предложена система производств в административном процессе, в которую вошли производства:
    а) по принятию нормативных актов государственного управления;
    б) по заявлениям граждан и обращениям организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере государственного управления;
    в) по административно-правовым жалобам и спорам;
    г) по делам организационного характера в аппарате государственного управления;
    д) по делам о поощрении в сфере советского государственного управления;
    е) производство по делам о применении принудительных мер в сфере государственного управления153.

    При этом необходимо подчеркнуть, что два вида административного производства, а именно: производство по принятию нормативных актов государственного управления и по делам о поощрении, — вообще были названы впервые. Они вызвали немедленную реакцию «отторжения» у представителей традиционных и, естественно, господствующих представлений о процессах гражданском и уголовном. Однако, суда по современным публикациям, эти предложения оказались верными.
    В то же время у меня возникли серьезные сомнения в правомерности выделения производства по организационным делам в аппарате государственного управления, поскольку, во-первых, этот вид производства во многом связан с рассмотрением заявлений, например, о поступлении на государственную службу, а, во-вторых, дела подобного рода реализуются в чисто организационной форме. Хотя, быть может, это и не совсем так.
    За десятилетия, прошедшие со времени формирования этой конструкции, произошли события, коренным образом изменившие облик страны, что не могло не сказаться на многих правовых явлениях и институтах, в том числе и на административном процессе, его структуре, составляющих его производствах.

    Однако, как говорится, несмотря ни на что, в основе административный процесс сохранил многие производства и в то же время пополнился совершенно новыми производствами, порожденными современными потребностями и, несомненно, будет пополняться впредь.
    В настоящее время, с учетом изменений, происшедших в стране, с моей точки зрения, в структуру административного процесса входят производства, имеющие уже определенное законодательное закрепление, а именно:
    1) производство по принятию нормативных актов государственного управления;
    2) производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления;
    3) производство по административно-правовым жалобам и спорам;
    4) производство по делам о поощрениях;
    5) производство по делам об административных правонарушениях;
    6) производство по дисциплинарным делам;
    7) регистрационное производство;
    8) лицензионное производство;
    9) исполнительное производство154.

    Критерием предлагаемого варианта классификации административных производств является характер индивидуально-конкретных дел, причем под характером понимаются свойства, типичные для соответствующей категории дел. Взять, к примеру, дела по рассмотрению жалоб граждан органами исполнительной власти. Для всех жалоб, независимо от их содержания, в каждом конкретном случае общим является информация о нарушении права гражданина, нарушении реальном или предполагаемом, порождающая в результате обращения гражданина определенные правовые последствия.
    В приведенной конструкции ясно различаются три вида производств единого административного процесса:
    а) правотворческое производство;
    б) ряд правонаделительных производств;
    в) несколько правоохранительных производств.

    Несмотря на имеющиеся конкретные особенности и различия между ними, названные группы административных производств связывает воедино коренная общность, дающая основания говорить о каждом из них как о системной части такого общего понятия, как административный процесс. Во-первых, все виды административных производств осуществляются в сфере государственного управления, представляя собой определенные процедуры рассмотрения возникающих в этой сфере индивидуально-конкретных дел.
    Во-вторых, каждый вид административного производства осуществляется преимущественно и главным образом органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Не меняет положения то, что лишь некоторые дела в соответствии с законом разрешают иные правомочные субъекты (например, мировые судьи, рассматривающие дела о некоторых административных правонарушениях).
    В-третьих, материальные правовые отношения ряда отраслей российского права, реализуемые в ходе осуществления того или иного вида производства, регулируются нормами административно-процессуального права.

    Похожие товары

    Изображение
    Классификатор видов (описание несчастных случаев) происшествий на производстве. Работодатель обязан.
    Никто не застрахован от несчастных случаев, но если этот случай произошел на работе – есть возможность получить компенсацию за трудовое увечье. Распространенный в народе термин «производственная травма» – наследие советских времен и сейчас не более чем просторечное выражение. Юридически корректен термин «несчастный случай на производстве».
    Отзывы :0шт.
    Факторы производства: труд, земля и капитал. Основные факторы производства и их значение
    Для того, чтобы начать процесс производства того или иного блага, необходимо иметь представление о том, кто будет производить, а также из чего будут про-изводить. Поэтому можно говорить минимум о двух факторах производства - человеке и природе. Уильям Петти был одним из первых, кто выразил мысль, что любой продукт человеческой деятельности является результатом соединения способностей человека к...
    Отзывы :0шт.
    Виды производства стали. Специальные виды электрометаллургии.
    Конвертерный способ получения стали заключается в том, что через расплавленный чугун, находящийся в конвертере, продувается воздух, обогащенный кислородом.
    Отзывы :0шт.
    Расходы производства и их виды, классификация расходов предприятия. Классификация затрат
    Расходы на производство и реализацию продукции, определя­ющие себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспо­могательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации, а также внепроизводственных затрат.
    Отзывы :0шт.
    Виды инновационных производств и их классификация. Классификация инноваций
    Необходимо различать: - инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов...
    Отзывы :0шт.