Особенности прекращения исполнительного производства арбитражными судами. Прекращение исполнительного производства исполнительное производство

При рассмотрении заявлений о прекращении исполнительного производства арбитражные суды сталкиваются с определенными трудностями. Анализ вынесенных судебных актов свидетельствует об отсутствии единообразия при рассмотрении данной категории дел.

    Статья 120. Прекращение алиментных обязательств

    1. Перечень обстоятельств (оснований), прекращающих алиментные обязательства, зависит от порядка уплаты алиментов (т.е. добровольного или судебного). Так, если алиментные обязательства были установлены соглашением сторон об уплате алиментов, то они согласно п. 1 комментируемой статьи прекращаются: а) смертью одной из сторон; б) истечением срока действия соглашения; в) по иным основаниям, непосредственно предусмотренным соглашением об уплате алиментов (например, при восстановлении трудоспособности или прекращении нуждаемости бывшего супруга, на содержание которого другим бывшим супругом выплачивались алименты).
    Основания прекращения выплаты алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, названы в п. 2 комментируемой статьи.
    Во-первых, выплата алиментов прекращается по достижении ребенком совершеннолетия, так как согласно ст. 80 СК родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Прекращается выплата средств на содержание несовершеннолетних детей по судебному приказу или решению суда также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (вступление несовершеннолетнего в брак в установленном порядке) или эмансипации несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет (п. 2 ст. 21, ст. 27 ГК).
    Во-вторых, выплата алиментов прекращается при усыновлении (удочерении) ребенка, на содержание которого взыскивались алименты. Это связано с тем, что усыновители по отношению к усыновленным детям приравниваются в правах и обязанностях к родственникам по происхождению, т.е. к родителям, которые, в частности, обязаны содержать своих несовершеннолетних детей (ст. 80, 137 СК). Вопрос о прекращении уплаты алиментов на усыновленного ребенка решается судом по просьбе родителя, обязанного уплачивать алименты, по правилам ст. 440 ГПК, предусматривающей порядок прекращения исполнительного производства, поскольку вступившее в законную силу решение суда об усыновлении ребенка является безусловным основанием к прекращению выплаты на него алиментов. Вместе с тем следует иметь в виду, что решение суда об усыновлении ребенка не освобождает родителя, с которого в судебном порядке взыскивались алименты, от дальнейшей их уплаты, если при усыновлении ребенка за этим родителем в соответствии с п. 3 ст. 137 СК были сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к ребенку (т.е. за матерью, если усыновитель - мужчина, или за отцом, если усыновитель - женщина). В указанном случае все вопросы, связанные с изменением размера взыскиваемых алиментов, освобождением от их уплаты, должны рассматриваться судом в порядке искового производства по заявлению заинтересованных лиц (п. 16 постановления Пленума ВС РФ от 4 июля 1997 г. N 9).
    В-третьих, выплата алиментов прекращается при вступлении нуждающегося нетрудоспособного бывшего супруга (получателя алиментов) в новый брак, так как при этом обязанность по его материальной поддержке законом (п. 1 ст. 89 СК) возлагается на супруга по новому браку.
    В-четвертых, выплата алиментов прекращается в связи со смертью лица, получающего алименты, или лица, обязанного к их уплате. Требования об уплате алиментов или обязанность по их уплате носят строго личный характер, а значит, не могут перейти к правопреемнику умершего лица.
    В-пятых, взыскание алиментов прекращается при признании судом факта восстановления трудоспособности или прекращения нуждаемости в помощи получателя алиментов, т.е. при отпадении условий, необходимых по закону для получения содержания (см. комментарий к ст. 85, 87, 89, 90, 93-97 СК). Восстановление трудоспособности получателя алиментов должно быть установлено по результатам переосвидетельствования инвалидов I, II и III группы учреждениями медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния здоровья и степени ограничения жизнедеятельности человека (п. 27-32 Положения о признании лица инвалидом, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965//СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4127). Вопрос о прекращении нуждаемости получателя алиментов в помощи решается судом в каждом конкретном случае с учетом его материального и семейного положения, а также других заслуживающих внимания обстоятельств. Например, о прекращении нуждаемости в помощи супруга, получающего алименты от другого супруга, можно говорить при помещении его в дом инвалидов на государственное обеспечение либо передаче его на обеспечение (попечение) общественной или других организаций либо частных лиц (например, в случае заключения договора ренты на условиях пожизненного содержания с иждивением). Это может явиться основанием для освобождения плательщика алиментов от их уплаты, если отсутствуют исключительные обстоятельства, делающие необходимыми дополнительные расходы на супруга, - особый уход, лечение, питание и т.п.
    2. Для прекращения алиментного обязательства по основаниям, предусмотренным в п. 2 комментируемой статьи, не требуется судебного разбирательства в порядке искового производства, за исключением случаев: а) восстановления трудоспособности или прекращения нуждаемости в помощи получателя алиментов (здесь плательщик алиментов должен обратиться в суд с иском об освобождении его от дальнейшей уплаты алиментов); б) усыновления (удочерения) ребенка, когда за родителем, с которого в судебном порядке взыскивались алименты, сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности в отношении усыновленного ребенка.
    Прекращение выплаты алиментов, взыскиваемых в судебном порядке по основаниям, не требующим судебного разбирательства, происходит по правилам прекращения исполнительного производства (ст. 440 ГПК; ст. 24 Закона об исполнительном производстве). Вопрос о прекращении исполнительного производства рассматривается судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. Об этом извещается взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель. По результатам рассмотрения заявления о прекращении исполнительного производства судом выносится определение, которое направляется взыскателю, должнику, судебному приставу-исполнителю, на исполнении которого находится исполнительный документ. Исполнительный документ (судебный приказ) с соответствующей отметкой направляется в суд, вынесший решение о взыскании алиментов. Все принятые судебным приставом-исполнителем меры по исполнению отменяются.
    3. Следует учитывать, что новация (т.е. прекращение обязательства соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения) в отношении обязательств по уплате алиментов не допускается (ст. 414 ГК).

    Прекращение исполнительного производства, окончание исполнительного производства

    Прекращение исполнительного производства осуществляется судом. После прекращения производства его возобновление невозможно, кроме случаев, когда определение о прекращении отменено в установленном порядке.
    Основаниями прекращения исполнительного производства являются (ст. 439 ГПК РФ и ст. 23 Закона об исполнительном производстве):
    отказ взыскателя от взыскания или от получения предметов, изъятых у должника при исполнении судебного постановления о передаче их взыскателю;
    утверждение судом заключенного взыскателем и должником мирового соглашения;
    смерть взыскателя-гражданина или должника-гражданина, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом или актом другого органа требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику или управляющему имуществом безвестно отсутствующего;
    недостаточность имущества ликвидируемой организации для удовлетворения требований взыскателя;
    истечение установленного законом срока для данного вида взыскания;
    отмена судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ, либо документа, который в силу закона является исполнительным документом.
    Как и в случае приостановления исполнительного производства, наличие обстоятельств, являющихся основаниями для прекращения исполнительного производства, должно быть подтверждено соответствующими документами (например, определением суда об утверждении мирового соглашения). На исполнительном документе по прекращенному производству делается надпись о прекращении, и он возвращается в суд или другой орган, который его выдал. Меры, принятые судебным приставом-исполнителем по обеспечению исполнения и по исполнению, отменяются судом, принявшим решение о прекращении.
    Определение о прекращении исполнения принимается в судебном заседании и на такое определение также в 10-дневный срок со дня его вынесения может быть подана частная жалоба.

        Установлены дополнительные основания для возврата исполнительного документа взыскателю.

          Согласно новой редакции закона предусматривается иной механизм реализации и оценки имущества, на которое наложено взыскание. Исключительно на публичных торгах (аукционах) будет реализовываться только недвижимое имущество, транспортные средства, воздушные, морские и речные суда. Другое имущество будет реализовываться на комиссионных основах.

         Общий порядок обращения взыскания на имущество должника дополнен положениями, согласно которым: арест распространяется также на средства на счетах, которые будут открыты после вынесения постановления о наложении ареста.

         Также, следует отметить, что, если сумма долга не превышает 10 размеров минимальной заработной платы, взыскание на единственное жилище должника (и на земельный участок, на котором расположено это жилище) не осуществляется.

         Изменились условия обращения взыскания на зарплату, пенсию, стипендию и другие доходы должника. Так, размер суммы долга, при котором взыскание обращается на зарплату, пенсию, др. (и не обращается на имущество должника), изменено с двух до трех минимальных размеров заработной платы. Взыскание на зарплату, пенсию, др. будет осуществляться теперь на основании постановления исполнителя, которое будет отправляется в место получения должником соответствующих доходов.

           В отношении восстановления на работе работников, следует отметить, что по новому закону решение о восстановлении на работе считается исполненным со дня выдачи соответствующего приказа или распоряжения.

          При исполнении решения о выселении установлена обязанность исполнителя проверить его исполнение на следующий рабочий день после окончания срока для самостоятельного исполнения. Уменьшены сроки хранения имущества должника, которое описано при выселении (с 3 лет до 2 мес.).

         Для максимально быстрого исполнения решений в принятом законе предусмотрена административная ответственность физических лиц за невыполнение решения суда (в нынешней редакции такая ответственность отсутствует, что позволяет таким лицам сознательно не выполнять эти решения). Кроме того, на исполнителя возлагается обязанность вносить представление правоохранительным органам для привлечения должника к ответственности за неисполнение решения неимущественного характера.

          В соответствии с новыми изменениями за нарушение требований нового закона на виновное лицо судом налагается административный штраф в размере от 34 грн. до 170 грн. (ст. 188-13 КоАП Украины).

          Законом предлагаются меры, способствующие изменению отношения к государственному исполнителю как к представителю власти. Устанавливается ответственность за препятствование государственному исполнителю, угрозы его жизни, здоровью, имуществу при исполнении им своих служебных обязанностей, а также повышение его социальной защищенности.

         По новому закону исполнитель имеет возможность давать поручения другому органу исполнительной службы совершить исполнительные действия на территории, на которую не распространяется его компетенция, в том числе проведение описи и арест имущества должника.

          Согласно вступающим в силу изменениям, в случаях, предусмотренных законом, решения судов и других органов о взыскании средств будут исполняться также налоговыми и другими органами, банками, другими учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

        Согласно действующим нормам руководитель органа государственной исполнительной службы, при осуществлении контроля за действиями государственного исполнителя, может своим постановлением отменить постановление, акт, другой процессуальный документ государственного исполнителя. В будущим такого права у него не будет.

         Помимо новой редакции Закона Украины «Об исполнительном производстве», изменения коснулись большинства кодексов Украины (УПК, ХПК, УК, СК, ГК, УИК, ГПК, КАС, КоАП) и отдельных законов («О государственной исполнительной службе», «О банках и банковской деятельности», «О платежных системах и переводе средств в Украине», «Об ипотеке», «О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины», «О нотариате», «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства») в части усовершенствования процедуры принудительного исполнения решений судов и других органов (должностных лиц). Указанными изменениями решена проблема согласованности норм Закона «Об исполнительном производстве» с нормами других нормативно-правовых актов.

    Участие суда в исполнительном производстве

    При рассмотрении заявлений о прекращении исполнительного производства арбитражные суды сталкиваются с определенными трудностями. Анализ вынесенных судебных актов свидетельствует об отсутствии единообразия при рассмотрении данной категории дел. Прекращение судебного производства арбитражного суда: понятие и основания Прекращение исполнительного производства означает прекращение совершения любых исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения по исполнительному производству без возможности их возобновления в дальнейшем, за исключением случая, если определение о прекращении исполнительного производства отменено в установленном порядке.

    В соответствии со ст. 327 АПК РФ арбитражный суд в исполнительном производстве осуществляет по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя возможность приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве. Приостановление или прекращение исполнительного производства осуществляется арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, либо арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. Из Письма ВАС РФ от 25.05.2004 № С1-7/УП-600 «О федеральных законах, которые применяются арбитражными судами в соответствии с содержащимися в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации отсылочными нормами» следует, что ст. 327 Кодекса применяется с учетом Закона об исполнительном производстве.

    Согласно ч. 1 ст. 43 названного Закона, исполнительное производство прекращается судом в случаях: 1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства; 2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий); 3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю; 4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства. Приведенный перечень оснований для прекращения исполнительного производства является исчерпывающим. Законодатель четко разграничивает основания, по которым исполнительное производство может быть прекращено судом и судебным приставом-исполнителем.

    Ликвидация организации-должника Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не предусматривает прекращение исполнительного производства судом в случае ликвидации организации-должника и снятия ее с налогового учета. В связи с этим судам следует применять аналогию закона (ч. 6 ст. 13 АПК РФ). Высший Арбитражный Суд РФ посчитал, что в подобной ситуации обоснованно и правомерно руководствоваться Законом об исполнительном производстве при прекращении такового. l Судебный пристав-исполнитель обратился в арбитражный суд с заявлением от 17.04.2006 о прекращении исполнительного производства на основании Закона об исполнительном производстве в связи с ликвидацией организации-должника и снятием ее с налогового учета. Определением от 27.04.2006, оставленным без изменения постановлениями апелляционной (от 06.09.2006) и кассационной (от 19.12.2006) инстанций, указанное заявление удовлетворено.

    Определением ВАС РФ от 09.03.2007 № 2418/07 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ дела № А40-716/06 ип-62 (дело № А40-13914/01-62-128) Арбитражного суда г. Москвы для пересмотра в порядке надзора вынесенных судебных актов. ВАС РФ указал, что, принимая обжалуемые акты, судебные инстанции обоснованно руководствовались Законом об исполнительном производстве. Поэтому оснований для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, не имелось. Аналогичную позицию занял ФАС Уральского округа. Согласно п. 16 рекомендаций Научно-консультативного совета при ФАС Уральского округа № 3/2007, в случае внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) в связи с ликвидацией (п. 8 ст. 63 ГК РФ) исполнительное производство может быть прекращено применительно к п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона об исполнительном производстве. l

    Постановлением ФАС Уральского округа от 16.10.2008 № Ф09-7523/08-С2 определение суда от 13.05.2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2008 по делу № А34-945/08 оставлены без изменения, кассационная жалоба — без удовлетворения. По мнению подателя жалобы, исключение юридического лица из ЕГРЮЛ в отличие от факта смерти гражданина не является основанием для прекращения обязанности общества по исполнительному производству. Проверив обоснованность доводов жалобы, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не нашел и посчитал возможным прекращение исполнительного производства по аналогии закона применительно к п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона об исполнительном производстве. l Между тем ФАС Северо-Западного округа постановлением от 04.12.2008 по делу № А26-4736/2008 оставил без изменения определение суда первой инстанции от 04.09.2008, который отказал в прекращении исполнительного производства вследствие ликвидации (банкротства) предприятия-должника. В обоснование заявления о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель указал на то, что должник ликвидирован в результате банкротства. Это подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
    Также судебный пристав-исполнитель полагал возможным применить ч. 6 ст. 13 АПК РФ. ФАС Северо-Западного округа указал, что ни в Законе об исполнительном производстве, ни в иных нормативных актах не предусмотрена возможность прекращения исполнительного производства в случае ликвидации организации-должника. Применение ч. 6 ст. 13 АПК РФ неправомерно, поскольку вопрос о прекращении исполнительного производства прямо урегулирован нормами Закона об исполнительном производстве. Таким образом, по мнению кассационного суда, определение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет. Мы согласны с позицией ВАС РФ, что при рассмотрении изложенных выше ситуаций судьи должны применять аналогию закона и при ликвидации организации-должника прекращать исполнительное производство применительно к п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона об исполнительном производстве. Прекращение гражданином предпринимательской деятельности Суды по-разному мотивируют отказ в прекращении исполнительного производства в случае прекращения предпринимательской деятельности гражданина и внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующей записи. l

    Глава КФХ «Возрождение» обратился с заявлением в суд о прекращении исполнительного производства в связи с тем, что в отношении него произведена государственная регистрация при прекращении деятельности в качестве предпринимателя. Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.06.2008 по делу № А32-50497/2005-61/717 исполнительное производство от 21.12.2007 прекращено. Судебный акт мотивирован тем, что должник — КФХ «Возрождение», согласно внесенной в ЕГРИП записи, прекратил деятельность по решению членов крестьянского (фермерского) хозяйства. Это подтверждается свидетельством от 01.12.2005. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 21.08.2008 № 15АП-4428/2008 определение суда отменил, в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства отказал. По смыслу п. 2 ст. 257 ГК РФ критериями, необходимыми для отнесения того или иного имущества к имуществу фермерского хозяйства, являются производственное (целевое) назначение имущества и приобретение такового для фермерского хозяйства на средства его членов. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» имущество хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное. Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, порядок формирования такого имущества устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному согласию. В силу ст. 9 Закона о КФХ при прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

    На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что прекращение деятельности КФХ «Возрождение» не прекращает обязательств членов хозяйства по договору от 14.10.2004 (по условиям договора истец исполнил обязательство, выполнив работы по уборке сельскохозяйственной продукции на полях ответчика). А следовательно, и обязательств по исполнению вступившего в законную силу судебного акта о взыскании с главы КФХ «Возрождение» задолженности по указанному договору. l Индивидуальный предприниматель обратился с заявлением о прекращении исполнительного производства в связи с прекращением его предпринимательской деятельности. Определением Арбитражного суда Красноярского края в удовлетворении заявления отказано.

    Третий арбитражный апелляционный суд оставил определение без изменения. ФАС Восточно-Сибирского округа, оставляя акты нижестоящих судов без изменения, в постановлении от 08.12.2008 № А33-6040/03-Ф02-5982/2008 указал следующее. Отказывая в прекращении исполнительного производства, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что ликвидация юридического лица по своей правовой природе не может быть приравнена к прекращению физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Аргументация: физическое лицо может участвовать в гражданском обороте и после прекращения предпринимательской деятельности. В ст. 23 Закона об исполнительном производстве 1997 г. перечень оснований прекращения исполнительного производства является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит и не содержит такого основания, как ликвидация взыскателя. Нет соответствующих норм и в ст. 43 нового Закона об исполнительном производстве. ФАС Восточно-Сибирского округа указал, что с учетом названных законоположений суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для прекращения исполнительного производства и обоснованно отказали в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя.

    Статья 43. Прекращение исполнительного производства

    Прекращение исполнительного производства представляет собой прекращение совершения любых исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения по исполнительному производству без возможности их возобновления в дальнейшем.

    Впервые, как и по вопросам приостановления исполнительного производства, на законодательном уровне право прекращения исполнительного производства принадлежит не только суду, но и судебному приставу-исполнителю. Комментируемая статья четко разграничивает основания, по которым решение о прекращении исполнительного производства могут быть приняты судом, а по каким - судебным приставом-исполнителем.

    В соответствии с положениями настоящей статьи исполнительное производство прекращается судом в случаях:

    - смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;

    - утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий). Например, к таким случаям можно отнести утрату возможности исполнения требований исполнительного документа неимущественного характера, которые могут быть исполнены исключительно должником (связаны с личностью должника) и не могут быть исполнены судебным приставом-исполнителем вместо должника.
    - отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;

    - в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

    Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях:

    - принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа, т.е. получения определения суда о прекращении исполнительного производства, по основаниям, предусмотренным в ч. 1 комментируемой статьи;

    - принятия судом отказа взыскателя от взыскания;

    - утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником. В случае неисполнения условий мирового соглашения взыскатель вправе предъявить на принудительное исполнение исполнительный документ, выданный судом на основании определения об утверждении мирового соглашения;

    - отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

    - отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;

    - прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ. В соответствии со ст. 31.7 КоАП судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случаях:

    1) издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

    2) отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное;

    3) смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим;

    4) истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных ст. 31.9 КоАП;

    5) отмены постановления;

    6) вынесения в случаях, предусмотренных КоАП, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.

    Таким образом, судебный пристав-исполнитель в силу Закона об исполнительном производстве вправе прекратить исполнительное производство только при наличии соответствующего судебного акта (судебный акт о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа, о принятии отказа взыскателя от взыскания, об утверждении мирового соглашения между взыскателем и должником и др.) либо акта судьи, органа, должностного лица, вынесших постановление о назначении административного наказания.

    Приостановление и прекращение исполнительного производства

     Возвращение исполнительного документа взыскателю

    Приостановление исполнительного производства – временный перерыв в производстве исполнительных действий. Закон различает обязательное и факультативное приостановление исполнительного производства (ст. 20, 21 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

    Прекращение исполнительного производства – окончание дея­тельности судебного пристава-исполнителя в связи с установлением отсутствия у заинтересованного лица права на исполнение исполни­тельного документа либо отказа от исполнительного производства. Приостановление исполнительного производства, возобновление приостановленного производства и прекращение исполнительного производства произво­дятся только судами (ст. 24; ст. 439 ГПК).
    Исполнительное производство оканчивается фактическим испол­нением исполнительного документа; возвращением исполнительного документа без исполнения по требованию суда или другого органа, вы­давшего документ, или взыскателя; возвращением исполнительного до­кумента по основаниям, указанным в ст. 26; направлением исполнитель­ного документа в организацию для единовременного или периодического удержания из заработка (дохода) должника; направлением исполни­тельного документа из одной службы судебных приставов или одного подразделения в другие; прекращением исполнительного производ­ства (ст. 23, 436 ГПК).

    Рассматриваемый ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрел возможность возвращения взыскателю исполнительного документа, по которому взыскание не производилось или произведено частично. Он возвращается:

    1) по заявлению взыскателя;

    2) если нарушен срок предъявления исполнительного документа к исполнению;

    3) если невозможно установить адрес должника-организации или место жительства должника-гражданина, место нахождения иму­щества должника либо получить сведения о наличии принадле­жащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках или иных кредит­ных организациях (за исключением случаев, когда законом пре­дусмотрен розыск должника или его имущества);

    4) если у должника отсутствует имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приста­вом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными;

    5) если взыскатель отказался оставить за собой имущество должни­ка, не проданное при исполнении исполнительного документа;
    6) если взыскатель своими действиями (бездействием) препятству­ет исполнению исполнительного документа (ст. 26).
     

    Похожие товары

    Изображение
    Статья 6. Обязательность требований судебного пристава-исполнителя. Применение специальных средств
    Федеральный закон "Об исполнительном производстве" Статья 6. Обязательность требований судебного пристава-исполнителя
    Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

    1. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право в случаях и порядке, которые предусмотрены статьями 15-18 настоящего Федерального закона,...
    Отзывы :0шт.
    Бесплатные шапаргалки по исполнительному производству. Применение исполнительного производства.
    «Об исполнительном производстве» как источник нормативно-правового регулирования исполнительного производства. 4. Субъекты исполнительного производства и их классификация 5. Лица, участвующие в исполнительном производстве 6. Органы принудительного исполнения. 7. Суд, как участник исполнительного производства. 8. Стороны в исполнительном производстве 9. Участие несовершеннолетних в исполнительном...
    Отзывы :0шт.
    Образец заявления о приостановление исполнительного производства. Оформление заявления для исполнительного производства
    Так, судебный пристав-исполнитель обязан приостановить исполнительное производство (с вынесением постановления о приостановлении) в случаях: - смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство; - утраты должником дееспособности;
    Отзывы :0шт.
    Федеральный закон № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Исполнительное производство в современном обществе
    Настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также -...
    Отзывы :0шт.
    Исполнительное производство. Гуреев В.А., Гущин В.В. Возбуждение исполнительного производства
    В учебнике раскрываются основные положения теории исполнительного производства: его понятие, система, правовая природа, принципы, предмет и субъекты. Обосновывается авторская позиция о существовании самостоятельной отрасли исполнительного права.
    Отзывы :0шт.