Опалубка снип Ш-15-76. Инструкция по сборке опалубки. Укладка бетонной смеси.

Свойства и применение опулубки

Технология бетонных работ в целом, особенно в зимних условиях, относится к категории повышенной энергоемкости. Составляющая энергозатрат складывается из затрат на технологию укладки и расхода энергии на тепловую обработку. Последние затраты необходимы для компенсации теплопотерь в окружающую среду.
Для обеспечения жесткости, геометрической неизменяемости, высокой оборачиваемости, точности монтажа и т.д., как правило, применяется металлическая опалубка. Однако существующие утеплители, их теплофизические характеристики, способы установки, сохранность их первозданных свойств в процессе эксплуатации опалубки и в целом опалубочные работы приводят к увеличению ручного труда, себестоимости, трудозатрат, сроков производства бетонных работ и, в конечном счете, приведенных затрат. Поэтому в данной работе в качестве перспективного утеплителя металлической опалубки предлагаются сотовые воздушные прослойки, которые обеспечивают более высокие теплофизические характеристики и прочностные показатели.

Опалубка имеет самую различную конфигурацию, наличие шероховатости и ребер жесткости с разным интервалом их установки. Примером может служить опалубка типа “Монолит”, где ребра высотой 63 мм, располагаются через 30…60 см. Наличие оребрения поверхности борта опалубки оказывает влияние на локальный коэффициент теплоотдачи  а, следовательно, и на средний коэффициент по поверхности .
При бетонировании конструкций углы, выступы, закладные детали, ребра и другие элементы конструкций, остывающие быстрее, чем основная часть, необходимо утеплять дополнительно, создавая одинаковые условия остывания всей конструкции. Разработанная опалубка позволяет исключить подобного рода технологические переделы за счет предложенных конструктивных элементов с сотовым утеплителем. Данная опалубка отличается от обычной инвентарной еще и тем, что имеет повышенную жесткость и геометрическую неизменяемость, а также универсальные приспособления, облегчающие ее монтаж и демонтаж. Это позволит примерно на 20 % снизить стоимость сборки опалубки и на 50 % уменьшить трудозатраты. При нормальной эксплуатации ее можно использовать до 500 и более раз.

В то время как оборачиваемость деревянной опалубки не более 10…15 циклов.

С целью проверки теоретических положений, расчета коэффициента теплопередачи предложенной опалубки в условиях строительной площадки при температуре наружного воздуха tн.в. = –6 оС и скорости ветра от 9 до 12,4 м/с было осуществлено бетонирование ростверка с модулем поверхности 5,7 м-1.. Применяемая арматура и бетон В20 имели удельную теплоемкость соответственно 0,48 и 1,04 кДж/кгоС. Объемная масса бетона и арматурной стали, составляли 2400 и 7800 кг/м3 соответственно. При бетонировании использовалась металлическая опалубка “Монолит 72” (1800 550 4 мм), деревянная опалубка (2000 600 40 мм) и опалубка (2000 600 55 мм) с сотовым утеплителем. Бетонная смесь укладывалась в холодную опалубку на промороженное основание, затем устанавливались электроды и бетонная смесь включалась в электрическую цепь как сопротивление. Тепловая обработка бетонных конструкций осуществлялась электропрогревом. Бетонная конструкция сверху укрывалась водонепроницаемым материалом и опилками толщиной 400 мм. Контроль за температурным режимом остывания велся при помощи прибора ИТ-1 (с разрешающей способностью прибора от –50 оС до +200 оС).

Замер температуры осуществлялся ежечасно в характерных точках сечения ростверка. В ростверк устанавливались электроды с шагом до 300 мм. Электропрогрев осуществлялся 24 часа, температура в момент отключения составляла около 60 оС при температуре наружного воздуха –15 оС. Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод: опалубка с сотовым утеплителем имеет более высокие теплофизические характеристики ( = 0,025 Вт/моС), деревянная ( = 0,14 Вт/моС), металлическая  ( Вт/моС). В металлической опалубке с сотовым утеплителем бетон остывал до 0 0С  более 80 часов, в деревянной опалубке 48 часов, в металлической 7 часов.

Проведенные исследования позволили уточнить коэффициент теплопередачи опалубки от ряда технологических параметров: начальной температуры бетона, вида и конфигурации опалубки, утеплителя и модуля поверхности конструкции, скорости движения ветра, местоположения конструкции, состава бетона и т.д. Эти исследования дают возможность выбрать оптимальные условия зимнего бетонирования с наименьшим расходом энергии и себестоимости производства бетонных работ.