Исполнительное производство. Гуреев В.А., Гущин В.В. Возбуждение исполнительного производства исполнительное производство

В учебнике раскрываются основные положения теории исполнительного производства: его понятие, система, правовая природа, принципы, предмет и субъекты. Обосновывается авторская позиция о существовании самостоятельной отрасли исполнительного права.

    Особенности и проблемы взыскания задолженности с сельскохозяйственных организаций в исполнительном производстве

    В соответствии с частью 2 статьи 325 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК) задачей исполнительного производства является своевременное и полное исполнение хозяйственным судом судебного постановления или иного акта в целях восстановления нарушенных прав лиц, заявивших на это требование. Успешное решение этой задачи во многом зависит от выбора судебным исполнителем тех или иных способов исполнения имущественных взысканий – исполнительных действий принудительного характера. А выбор исполнительных действий, как показывает практика, немало зависит от специфики хозяйственной деятельности должника в исполнительном производстве. К примеру, для взыскания задолженности с сельскохозяйственных организаций наиболее часто применяется обращение взыскания на имущество должника, принадлежащее ему и находящееся у третьих лиц; обращение взыскания на причитающиеся должнику денежные средства, находящиеся на счетах третьих лиц в банках. Иными словами, более распространенным в работе с такого рода должниками являются исполнительные действия, направленные на взыскание дебиторской задолженности. Как правило, дебиторская задолженность сельскохозяйственных организаций образуется в результате хозяйственных отношений с предприятиями, потребляющими и перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию. Такие отношения возникают из договоров поставки, купли-продажи и контрактации сельскохозяйственной продукции. Следует отметить, что взыскание дебиторской задолженности является наиболее эффективным способом погашения задолженности по исполнительным производствам в работе с сельскохозяйственными организациями — должниками. Использование других исполнительных действий также является важным, однако не приносит сравнимого результата. Препятствием этому является ряд причин.

    Во-первых, обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста и последующей реализации данного имущества малоэффективно и, порой, нецелесообразно. Как показывает практика, наиболее ликвидным имуществом сельскохозяйственных организаций являются транспортные средства и сельскохозяйственная техника. Однако указанные основные средства участвуют в процессе производства сельскохозяйственной продукции, и их реализация негативно может сказаться на дальнейшей хозяйственной деятельности должника. Реализация одной или двух единиц сельскохозяйственной техники не решит существенным образом проблемы уменьшения общей задолженности конкретного сельскохозяйственного предприятия, учитывая динамику роста количества исполнительных производств, в том числе и о взыскании задолженности с сельскохозяйственных организаций. В реализации недвижимого имущества сельскохозяйственных организаций существуют не только проблемы его ликвидности из-за удаленности от торговых центров, но также и проблемы отсутствия зачастую государственной регистрации возникновения и перехода права собственности на капитальные строения в регистрирующих органах.

    Во-вторых, обращение взыскания на денежные средства должника, находящиеся на его счетах в банках, путем выставления к текущему (расчетному) счету платежного требования и направлением исполнительного документа также не обеспечивает должного взыскания. Это связано с наличием картотеки «документы, не оплаченные в срок» по первой и второй группам очередности платежей. Очередность осуществления платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях установлена Порядком расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 г. № 359.

    Таким образом, исполнительные действия, связанные с обращением взыскания на денежные средства должника, находящиеся у третьих лиц, являются самыми распространенными и эффективными. Однако и здесь судебному исполнителю приходится сталкиваться с рядом проблем, среди которых следует отметить: перечисление денежных средств должнику в качестве предварительной оплаты за поставленную в будущем сельскохозяйственную продукцию; контроль за своевременным и полным перечислением денежных средств дебиторами на соответствующий счет хозяйственного суда; наличие заключенных договоров перевода долга и уступки права требования. Рассмотрим названные проблемы.

    Основанием для перечисления денежных средств, причитающихся должнику от третьих лиц, в соответствии со статьей 375 ХПК является направление судебным исполнителем этим лицам обязательного для исполнения предписания. Указанным документом третьим лицам запрещается производить любые расчеты с должником и предписывается перечислять причитающиеся должнику денежные средства полностью либо частично на соответствующий счет хозяйственного суда до уведомления судебным исполнителем об отмене предписания. Необходимо отметить, что действующая редакция статьи 375 ХПК определила не только обязанность третьих лиц по перечислению на соответствующий счет хозяйственного суда имеющихся у них денежных средств должника в пределах суммы взыскания (дебиторской задолженности, арендной платы, коммунальных и других платежей), но и решила проблему законности обращения судебными исполнителями взыскания на денежные средства, подлежащие перечислению третьими лицами должнику в качестве предварительной оплаты. Так, если раньше до внесения изменений в статью 375 ХПК арест налагался запросом судебного исполнителя на денежные средства должника, которые имелись у третьих лиц на момент и после получения запроса, то новая редакция рассматриваемой статьи с направлением предписания позволяет наложить запрет на производство любых расчетов с должником, в том числе в качестве предварительной оплаты за поставляемую в будущем продукцию по заключенным договорам поставки, на которую право собственности еще не перешло к покупателю.

    Так, например, ОАО «Л», производившее закупку молока у сельскохозяйственных организаций в нескольких районах Витебской области, на предписания судебных исполнителей хозяйственного суда, направленных в соответствии со статьей 375 ХПК, не перечисляло денежные средства на счет хозяйственного суда. Мотивировало это наличием заключенных договоров на поставку молока, в соответствии с которыми в случае предварительной оплаты (авансирования) хозяйств, право собственности на молоко переходило к ОАО «Л» с момента перечисления денежных средств. А продукция из указанных сельскохозяйственных организаций поставлялась в счет погашения задолженности перед ОАО «Л» на сумму произведенной предварительной оплаты.   

    Реализация правовой нормы, закрепленной в статье 375 ХПК, обеспечивается регламентацией в статье 329 ХПК перечня исполнительных документов, к которым относится постановление судебных исполнителей хозяйственных судов об обращении взыскания на денежные средства. А механизм применения постановления судебного исполнителя, как исполнительного документа, закреплен в части 2 статьи 375 ХПК. Так, при подтверждении третьим лицом задолженности перед должником и неперечислении денежных средств на счет хозяйственного суда после наступления срока платежа, а также при наличии у судебного исполнителя достоверных сведений об имеющейся у третьих лиц задолженности перед должником, судебный исполнитель выносит постановление об обращении взыскания на денежные средства, причитающиеся должнику от третьих лиц, которое в трехдневный срок предъявляет в банк для бесспорного списания денежных средств в порядке, предусмотренном законодательством о безналичных расчетах. Указанное положение статьи 375 ХПК уже применяется судебными исполнителями хозяйственного суда Витебской области. В качестве доказательств наличия задолженности у третьего лица перед должником может служить письмо от третьего лица о подтверждении задолженности, сведения, представленные должником о дебиторской задолженности, акт сверки взаимных расчетов и другие документы.

    И все же в действительности не всегда бывает достаточным направить предписание в порядке статьи 375 ХПК третьим лицам для безусловного перечисления ими денежных средств, причитающихся должнику, на соответствующий счет суда. Так, на практике имели место случаи, когда между субъектами хозяйствования, один из которых является должником в исполнительном производстве, заключен ряд договоров на поставку сельскохозяйственной продукции и в случае перечисления субъектом хозяйствования денежных средств, не должнику, а на счет хозяйственного суда, то в будущем должник отказывается производить поставку продукции в соответствии с условиями договора. Иными словами должник ставит под угрозу надлежащее исполнение заключенных договоров. Такие действия должника неправомерны, поскольку в соответствии с Письмом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21.03.2005 г. № 03-24/1186 об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся у других лиц, перечисляя денежные средства на счет хозяйственного суда, третьим лицам необходимо указать, что перечисляемые средства предназначаются должнику и являются оплатой за продукцию по соответствующему договору. В свою очередь, должник обязан исполнить принятые на себя обязательства в соответствии с условиями заключенного договора.  

    Однако в силу указанных причин третьи лица не всегда добросовестно исполняют предписания судебного исполнителя в разрезе полного и своевременного перечисления денежных средств, причитающихся должнику, представляют неточные данные о сумме задолженности и сроках оплаты либо вообще их не представляют. Из этого вытекает следующая проблема, решение которой позволит обеспечить поступление денежных средств от третьих лиц, причитающихся должнику, на счет хозяйственного суда. Речь идет об организации контроля со стороны судебного исполнителя за своевременным и полным перечислением денежных средств дебиторами на соответствующий счет хозяйственного суда. Контролировать движение денежных средств от предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, к должникам – сельскохозяйственным организациям, можно путем направления в банк, обслуживающий должника, запроса о представлении информации о движении денежных средств по текущему (расчетному) счету должника. Аналогичный запрос может быть направлен в банк, обслуживающий предприятие, перерабатывающее сельскохозяйственную продукцию, у которого имеются денежные средства, причитающиеся к выплате должнику. Необходимый контроль также можно осуществлять путем выбытия по месту нахождения третьего лица (дебитора) и непосредственного изучения платежных документов. В случае выявления фактов перечисления третьим лицом денежных средств должнику вопреки направленному в соответствии со статьей 375 ХПК предписанию, судебный исполнитель обязан установить, усматривается ли в действиях должностного лица, ответственного за перечисление денежных средств, состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 24.9 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее ПИКоАП). При наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения судебный исполнитель должен составить протокол по делу об административном правонарушении. Следует отметить, что санкция статьи 24.9 ПИКоАП предусматривает наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин и является действенной мерой ответственности для должностных лиц, допускающих нарушения по перечислению денежных средств, когда имеется предписание судебного исполнителя.

    Так, например, ОАО «М», получив в феврале 2009 года, предписание в соответствии со статьей 375 ХПК о запрете расчетов с сельскохозяйственными организациями Докшицкого района Витебской области, продолжало перечислять денежные средства на текущие (расчетные) счета должников. Судебным исполнителем был направлен запрос в банк, обслуживающий ОАО «М», о перечислении денежных средств со счетов ОАО «М» на счета должников. По представленной банком информации факт перечисления денежных средств вопреки предписанию судебного исполнителя был подтвержден. Кроме того, изучены соответствующие платежные документы и опрошен главный бухгалтер ОАО «М». По результатам проведенной проверки составлен протокол об административном правонарушении и постановлением хозяйственного суда на главного бухгалтера ОАО «М» наложен штраф.

    Не менее важной и сложной в решении является проблема взыскания дебиторской задолженности в случаях, когда должником в связи с невозможностью либо нежеланием исполнения принятых на себя обязательств заключаются с третьими лицами, которым произведена поставка сельскохозяйственной продукции, договоры перевода долга и уступки права требования. Отследить перечисление денежных средств от дебиторов по таким договорам сложно и зачастую требует непосредственного изучения платежных документов по назначению платежа. Вместе с тем, заключение должником договора перевода долга и перечисление в соответствии с ним денежных средств за должника не в рамках исполнительного производства после получения предписания, направленного в порядке статьи 375 ХПК, может свидетельствовать об уклонении должником от погашения задолженности по исполнительным производствам. Однако на законодательном уровне на сегодняшний день нет препятствий для исполнения обязательств третьими лицами за должника по исполнительному производству путем заключения договоров перевода долга и уступки права требования. Это позволяет должнику, не используя расчетный счет, рассчитываться с «нужными» ему субъектами хозяйствования и при этом не погашать задолженность по исполнительным производствам. 

    Так, например, при изучении хозяйственных договоров СПК «В», заключенных в 2009 году, установлено, что СПК «В», являясь должником по исполнительным производствам, в период с февраля по апрель 2009 года заключало договоры перевода долга, в соответствии с которыми новым должником являлось ОАО «Д», которому СПК «В» поставлял молодняк крупно-рогатого скота. В свою очередь, в январе 2009 года ОАО «Д», являющемуся предприятием, перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, направлялось предписание в соответствии со статьей 375 ХПК о запрете расчетов с должником.

    Статья 375 ХПК позволяет судебному исполнителю запрещать третьим лицам, которым направляется предписание, производить любые расчеты с должником, однако не содержит положений о запрете расчетов с другими субъектами хозяйствования за должника. Представляется, что дополнение статьи 375 ХПК соответствующим положением позволит решить обозначенную проблему.

    Однако необходимо отметить, что в данной ситуации запрет третьему лицу (новому должнику) перечислять денежные средства кредитору не согласуется с положениями статьи 290 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК), согласно которым обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Неисполнение новым должником своих обязательств по договору вследствие запрета со стороны судебного исполнителя может повлечь за собой предъявление кредитором в суд требований о взыскании задолженности с должника по причине просрочки исполнения обязательств по договору перевода долга. Таким образом, законодательное закрепление возможности наложения запрета новому должнику по договору перевода долга перечислять кредитору денежные средства за предыдущего должника будет являться несостоятельным.

    В данной ситуации видится один выход. В соответствии с частью 1 статьи 171 ГК мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей юридические последствия, ничтожна. Учитывая положение указанной статьи ГК, представляется, что судебный исполнитель, направляя дебитору предписание о запрете перечисления денежных средств на счет должника, одновременно должен информировать дебитора о том, что заключенные после получения предписания между должником по исполнительному производству и дебитором договора перевода долга (уступки права требования) могут быть расценены хозяйственным судом как способ уклонения должника от погашения задолженности по исполнительным производствам, и по иску взыскателя такие сделки могут быть признаны недействительными. В случае признания таких сделок недействительными в соответствии с часть 2 статьи 168 ГК каждая из сторон обязана будет возвратить другой все полученное по сделке.   

    Также следует отметить, что наряду с правовыми формами работы с сельскохозяйственными организациями, являющимися должниками по исполнительным производствам, в хозяйственном суде Витебской области активно используется проведение выездных семинаров, участие в заседаниях районных исполнительных комитетов. Результатом такого участия является подготовка и внесение предложений по вопросам взыскания задолженности с сельскохозяйственных организаций. Как правило, такие предложения закрепляются в решениях органов исполнительной власти и доводятся до руководителей сельскохозяйственных организаций.

    В завершении необходимо отметить, что основным способом взыскания задолженности по исполнительным производствам с сельскохозяйственных организаций является обращение взыскания на денежные средства и иное имущество, причитающиеся должнику от третьих лиц. Препятствием на пути своевременного исполнения исполнительного документа может стать заключение должником договоров перевода долга (уступки права требования) с целью избежание погашения задолженности.

    Представляется важным лишний раз заострить внимание взыскателей на возможности признания сделок должника, направленных на уклонение от уплаты задолженности, недействительными и предупредить дебиторов о недопустимости способствования должникам в затягивании процесса исполнения. 

    Таким образом, очевидно, что взыскание задолженности с сельскохозяйственных организаций отличается определенной спецификой. И, несмотря на значимость и позитивность внесенных в ХПК изменений, обозначенные проблемы актуальны, требуют дальнейшего обсуждения и выработки подходов в их решении. 

     

    Особенности возбуждения исполнительного производства по взысканию алиментов

     

    Общие положения о том, как предъявить исполнительный документ на исполнение в Федеральную службу судебных приставов можно узнать из статьи: «Как предъявить исполнительный лист приставам?». В данной заметке речь пойдет об особенностях возбуждения исполнительного производства в случаях предъявления исполнительного документа о взыскании алиментов.
    Для возбуждения исполнительного производство на основании исполнительного документа о взыскании алиментов необходимо подать в территориальное отделение Федеральной службы судебных приставов заявление и исполнительный документ. Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ.

    В соответствие статье 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда или судебный приказ о взыскании алиментов подлежит немедленному исполнению.

    Пункт 10 статьи 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ предусматривает, что если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

    Следовательно, судебный пристав-исполнитель должен в течение суток с момента предъявления исполнительного документа о взыскании алиментов вынести Постановление о возбуждении исполнительного производства, либо Постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, и направить копии постановления сторонам исполнительного производства, то есть должнику и взыскателю.

    Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа должником, в случае возбуждения исполнительного производства о взыскании алиментов, — устанавливается в течение суток с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

    Кроме того, если исполнительным документом предусмотрено немедленное исполнение содержащихся в нем требований, то их исполнение должно быть начато не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

    Статья 73.1. Особенности обращения взыскания на эмиссионные ценные бумаги должника

    1. При обращении взыскания на имущество должника - владельца именных эмиссионных ценных бумаг, а также эмиссионных ценных бумаг на предъявителя, выпущенных с обязательным централизованным хранением или депонированных по иным основаниям у депозитария, на такие ценные бумаги налагается арест в соответствии со статьей 82 настоящего Федерального закона.
    2. В трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя лицо, осуществляющее учет прав должника на эмиссионные ценные бумаги, исполняет содержащиеся в исполнительном документе требования о списании с лицевого счета или со счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг либо делает отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника эмиссионных ценных бумаг, достаточных для удовлетворения требований взыскателя.

    3. Списание ценных бумаг осуществляется с лицевых счетов (счетов депо) владельца ценных бумаг. Не допускается списание ценных бумаг, учитываемых на лицевых счетах (счетах депо) номинального держателя или иных счетах.

    4. В случае обоснованных сомнений в подлинности исполнительного документа, полученного непосредственно от взыскателя (его представителя), или сомнений в достоверности сведений, представленных в соответствии с частью 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, лицо, осуществляющее учет прав на эмиссионные ценные бумаги, для проверки подлинности исполнительного документа или достоверности сведений вправе задержать исполнение исполнительного документа, но не более чем на семь дней.

    5. В случае, если имеющихся на лицевом счете или счете депо должника эмиссионных ценных бумаг недостаточно для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований о списании эмиссионных ценных бумаг, лицо, осуществляющее учет прав на эмиссионные ценные бумаги, производит списание имеющихся на счетах должника эмиссионных ценных бумаг и продолжает дальнейшее исполнение по мере зачисления эмиссионных ценных бумаг на счет или счета должника до исполнения содержащихся в исполнительном документе требований о списании эмиссионных ценных бумаг в полном объеме. О произведенных списаниях лицо, осуществляющее учет прав на эмиссионные ценные бумаги, незамедлительно сообщает судебному приставу-исполнителю или взыскателю, если исполнительный документ поступил от взыскателя.

    6. Лицо, осуществляющее учет прав на эмиссионные ценные бумаги, заканчивает исполнение исполнительного документа в соответствии с частью 10 статьи 70 настоящего Федерального закона.

    7. Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований является основанием для привлечения эмитента ценных бумаг, профессионального участника рынка ценных бумаг к административной ответственности в соответствии с частью 2.1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в порядке, установленном статьей 114 настоящего Федерального закона.

    Общая характеристика исполнительного производства

    Правовую основу исполнительного производства составляют: Гражданский процессуальный кодекс РФ (ст. 428-446), Арбитражный процессуальный кодекс РФ (ст. 318-332), Федеральные законы: от 21 июля 1997 г. "О судебных приставах", от 2 октября 2007 г. "Об исполнительном производстве", иные нормативные правовые акты, в том числе приказы Министерства юстиции РФ.

    Своеобразие исполнительного производства заключается в том, что оно находится в сфере совместного действия судебных процессуальных и административно-процессуальных норм. Каждая группа процессуальных норм, содержащаяся в указанных Кодексах, регулирует "свои" стороны этой юридической процедуры. Исполнительное производство связано с необходимостью реализации только судебных решений как судов обшей юрисдикции, что регулирует ГПК РФ, так и арбитражных судов, что регулирует АПК РФ. Но обеспечивают реализацию названных судебных решений судебные приставы-исполнители, которые являются должностными лицами Министерства юстиции РФ, т.е. органа исполнительной власти.

    Обратимся с этих позиций к краткой характеристике административно-процессуального содержания исполнительного производства, основные особенности которого состоят в следующем.

    Задачей исполнительного производства является обеспечение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу действий или воздержанию от совершения этих действий.
    Судебный пристав-исполнитель

    Для данного вида административного производства характерен также состав его непременных участников - судебных приставов-исполнителей. Как известно, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. "О судебных приставах" существуют две группы должностных лиц, состоящих на государственной службе, - судебных приставов. Первую группу образуют судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов; вторую - приставы-исполнители, обеспечивающие принудительное исполнение судебных актов. Участниками рассматриваемого административного производства являются приставы-исполнители.

    В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов судебный пристав-исполнитель:

    o принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

    o предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

    o рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

    o обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо если имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

    В соответствии с законом судебный пристав-исполнитель имеет право:

    а) получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, разъяснения и справки;

    б) проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

    в) давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

    г) входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, проводить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

    д) арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

    е) налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

    ж) использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника - помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

    з) в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;

    и) объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

    к) вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

    л) совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

    Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов.

    В учебнике раскрываются основные положения теории исполнительного производства: его понятие, система, правовая природа, принципы, предмет и субъекты. Обосновывается авторская позиция о существовании самостоятельной отрасли исполнительного права. Подробно рассматриваются все стадии исполнительного производства и особенности обращения взыскания на отдельные виды имущества. Освещаются вопросы, связанные с исполнением исполнительных документов, защитой прав при совершении исполнительных действий, и многие другие. Учебник подготовлен в соответствии с программой учебного курса "Исполнительное производство" на основе новейшего законодательства. Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, а также практикующих юристов, работников Федеральной службы судебных приставов, Минюста России. СОДЕРЖАНИЕ Введение 7 ОБЩАЯ ЧАСТЬ Глава 1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА 11 § 1.1. Правовая природа исполнительного права 11 § 1.2. Предмет и метод исполнительного права 16 § 1.3. Принципы исполнительного права 19 § 1.4. Место исполнительного права в системе права 26 § 1.5. Система исполнительного права 28

    Глава 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ 32 § 2.1. Развитие исполнительного производства в России с древнейших времен до 1917 года 32 § 2.2. Исполнительное производство в период советского государства и в настоящее время 35

    Глава 3. СУБЪЕКТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА 46 § 3.1. Понятие и виды субъектов исполнительного права 46 § 3.2. Органы принудительного исполнения 49 § 3.3. Судебные органы в исполнительном производстве 55 § 3.4. Лица, исполняющие требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц 63 § 3.5. Стороны исполнительного производства 67 § 3.6. Лица, содействующие исполнению 77

    Глава 4. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ 91 § 4.1. Общая характеристика исполнительных документов 91 § 4.2. Исполнительный лист 94 § 4.3. Судебный приказ 97 § 4.4. Соглашение об уплате алиментов 100 § 4.5. Удостоверение комиссии по трудовым спорам 104 § 4.6. Акты органов, осуществляющих контрольные функции... 106 § 4.7. Акты по делам об административных правонарушениях .. 110 § 4.8. Постановление судебного пристава-исполнителя 113 § 4.9. Акты других органов (исполнительная надпись нотариуса) 115

    Глава 5. СРОКИ И ИЗВЕЩЕНИЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРАВЕ 118 § 5.1. Природа процессуального срока 118 § 5.2. Понятие и виды сроков 124 § 5.3. Порядок исчисления сроков 128 § 5.4. Извещения и вызовы 133

    Глава 6. СТАДИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА 136 § 6.1. Общая характеристика стадий исполнительного производства 136 § 6.2. Возбуждение исполнительного производства 139 § 6.3. Подготовка к принудительному исполнению 146 6.3.1. Содержание действий по подготовке к принудительному исполнению 146 6.3.2. Добровольное исполнение исполнительного документа 147 6.3.3. Отсрочка (рассрочка) исполнения исполнительного документа 148 6.3.4. Отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения 151 6.3.5. Розыск должника, имущества должника или розыск ребенка 151 6.3.6. Наложение ареста на имущество должника 157 6.3.7. Разъяснение исполнительного документа 164 6.3.8. Приостановление исполнительного производства 165 § 6.4. Стадия принудительного исполнения 169 6.4.1. Содержание действий по принудительному исполнению 169 6.4.2. Общие правила обращения взыскания на имущество ... 170 6.4.3. Оценка имущества должника 181 6.4.4. Реализация имущества должника 185 § 6.5. Распределение взысканных сумм 206 § 6.6. Завершение исполнительного производства 215 § 6.7. Обжалование действий судебного пристава-исполнителя 222
    Глава 7. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ СБОР. РАСХОДЫ ПО СОВЕРШЕНИЮ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ 230 § 7.1. Правовая природа исполнительского сбора 230 § 7.2. Понятие и порядок взыскания исполнительского сбора ... 232 § 7.3. Расходы по совершению исполнительных действий 238 ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

    Глава 8. ОБРАЩЕНИЕ ВЗЫСКАНИЯ НА ИМУЩЕСТВО ДОЛЖНИКА-ОРГАНИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ .... 245 § 8.1. Общая характеристика правового режима имущества организации (индивидуального предпринимателя) 245 § 8.2. Порядок обращения взыскания на имущество должника-организации (индивидуального предпринимателя) 252 § 8.3. Особенности обращения взыскания на имущество должника-организации при его прекращении 256

    Глава 9. ОБРАЩЕНИЕ ВЗЫСКАНИЯ НА ДОХОДЫ ДОЛЖНИКА-ГРАЖДАНИНА 263 § 9.1. Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника 263 § 9.2. Исполнение исполнительных документов о взыскании алиментов 269

    Глава 10. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКА 289 § 10.1. Обращение взыскания на денежные средства 289 § 10.2. Обращение взыскания на имущественные права 294 § 10.3. Обращение взыскания на заложенное имущество 307

    Глава 11. ИСПОЛНЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ТРЕБОВАНИЯ НЕИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА 327 § 11.1. Общая характеристика исполнения исполнительных документов по делам неимущественного характера 327 § 11.2. Исполнение требований о восстановлении на работе 329 § 11.3. Исполнение требований о выселении должника, вселении взыскателя 331 § 11.4. Исполнение требований об административном приостановлении деятельности должника 333

    Глава 12. ЗАЩИТА ПРАВ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ 337 § 12.1. Общая характеристика защиты прав при совершении исполнительных действий 337 § 12.2. Иск об освобождении имущества от наложения ареста (исключении его из описи) 343

    Испольнительное производство - главные определения

    ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО — урегулированный нормами процессуального права порядок принудительного исполнения решений, определений, постановлений судов, иных юрисдикционных органов, который определяется системой взаимосвязанных процессуальных прав и обязанностей и соответствующих им действий органов судебного исполнения и участников исполнительного производства. Исполнительным является производство по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных законодательством. Оно гарантирует реализацию решений судебных органов, завершает юрисдикционную деятельность по вопросу о защите прав граждан, юридических лиц и государства.

    Правовой основой исполнительного производства является Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве», которым определяются условия и порядок исполнения решений судов и других юрисдикционных органов, подлежащих принудительному исполнению в случае неисполнения в добровольном порядке. К решениям, подлежащим исполнению в рамках данного производства, Законом отнесены решения, определения и постановления судов по гражданским делам; приговоры, определения и постановления судов по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также в части лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; постановления судов в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях; мировые соглашения, утвержденные судом; решения, определения, постановления арбитражных судов; исполнительные надписи нотариусов; не оплаченные в срок платежные требования, акцептованные плательщиком; решения иностранных судов и арбитражей в предусмотренных законом случаях; решения Антимонопольного комитета России и его территориальных органов и др.
    В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах» принудительное исполнение осуществляется органом принудительного исполнения судебных решений, то есть судебными приставами. Вышеупомянутый Закон устанавливает, что судебным приставом может быть гражданин РФ, достигший 20 лет, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава — высшее юридическое образование), не имеющий судимости. Судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов-исполнителей (исполняющих судебные акты и акты других органов).

    Судебный пристав-исполнитель: принимает в соответствии с законом меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; представляет сторонам исполнительного производства возможность знакомиться с материалами исполнительного производства; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняет сроки и порядок их обжалования. Судебный пристав-исполнитель вправе: проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов; давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками, производить осмотры этих помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их; арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках, в размере, указанном в исполнительном документе; объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка; вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве, и др.

    Участниками исполнительного производства являются судебный пристав, стороны (в качестве таковых выступают взыскатель и должник), представители сторон, эксперты, специалисты, переводчики. Участие юридических лиц в исполнительном производстве осуществляется их руководителями либо органами, должностными лицами, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им законом, или через представителей юридического лица. Законодательством подробно регламентированы процедуры открытия исполнительного производства и совершения всех действий, вплоть до его закрытия.

    Статья 30. Возбуждение исполнительного производства

    1. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

    2. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    3. Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

    4. Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению - в день их получения.
    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ в часть 5 статьи 30 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

    5. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.
    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ в часть 6 статьи 30 внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    6. Основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

    7. Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

    8. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

    9. При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.

    10. Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия - другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

    11. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

    12. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

    13. Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то устанавливаемый срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства.

    14. Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:

    1) в соответствии с частью 16 настоящей статьи;

    2) при последующих предъявлениях исполнительного документа;

    3) о восстановлении на работе;

    4) об административном приостановлении деятельности;

    5) о конфискации имущества;

    6) по исполнительному документу об обеспечительных мерах;
    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ часть 14 статьи 30 дополнена пунктом 7, вступающим в силу с 1 января 2012 г.

    7) об административном выдворении за пределы Российской Федерации в формах принудительного и контролируемого перемещения иностранных граждан или лиц без гражданства за пределы Российской Федерации (далее - принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства).
    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ в часть 15 статьи 30 внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    15. Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления.
    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ в часть 16 статьи 30 внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    16. После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

    17. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

    18. В случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.

    Похожие товары

    Изображение
    Особенности прекращения исполнительного производства арбитражными судами. Прекращение исполнительного производства
    При рассмотрении заявлений о прекращении исполнительного производства арбитражные суды сталкиваются с определенными трудностями. Анализ вынесенных судебных актов свидетельствует об отсутствии единообразия при рассмотрении данной категории дел.
    Отзывы :0шт.
    Обжалование постановления о возбуждении исполнительного производства не может являться основанием для приостановления исполнительного производства
    Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев кассационные жалобы открытого акционерного общества "Междуречье", г. Междуреченск, на определения от 26.01.2006, от 14.02.2006 и решение от 10.03.2006 Арбитражного суда Кемеровской области и постановления апелляционной инстанции от 10.03.2006, от 24.03.2006 и 18.04.2006 по делу N А27-5088/2006-1,
    Отзывы :0шт.
    Прекращение исполнительного производства в структурном подразделении территориального органа Федеральной службы судебных приставов (образец заявления).
    Прекращение исполнительного производства в структурном подразделении территориального органа Федеральной службы судебных приставов (образец заявления).
    Возбуждение исполнительного производства

    Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя и устанавливает срок для добровольного исполнения, который не может...
    Отзывы :0шт.
    Образец заявления о приостановление исполнительного производства. Оформление заявления для исполнительного производства
    Так, судебный пристав-исполнитель обязан приостановить исполнительное производство (с вынесением постановления о приостановлении) в случаях: - смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство; - утраты должником дееспособности;
    Отзывы :0шт.
    Статья 6. Обязательность требований судебного пристава-исполнителя. Применение специальных средств
    Федеральный закон "Об исполнительном производстве" Статья 6. Обязательность требований судебного пристава-исполнителя
    Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

    1. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право в случаях и порядке, которые предусмотрены статьями 15-18 настоящего Федерального закона,...
    Отзывы :0шт.